Среди молодых родителей распространено мнение, что для развития речи ребенка нужно разговаривать с ним как можно больше. Подобные мысли вы можете прочитать в книгах по детскому развитию или в Интернете, услышать от педиатров и т. д.
Если вы серьезно интересовались этим вопросом, возможно, вы также слышали о том, что дети, живущие в бедных семьях, слышат от родителей намного меньше слов, чем дети из обеспеченных семей. Это замедляет их речевое развитие.
Из этого можно сделать вывод, что родители из малообеспеченных семей виноваты в том, что их дети недостаточно развивают свои речевые навыки. Но в данном вопросе есть и другая сторона: сколько нужно разговаривать с ребенком, чтобы его речь нормально развивалась?
Идею о том, что дети из малообеспеченных семей слышат от родителей меньше слов и из-за этого уступают своим сверстникам в речевом развитии, впервые была высказана американскими психологами Бетти Харт и Тодом Рисли. Эта мысль была растиражирована психологами и стала аргументом в пользу того, что родители должны разговаривать с детьми с раннего возраста.
Психологи обнаружили, что в американских школах дети из малообеспеченных семей демонстрируют сравнительно низкую успеваемость, и усилий учителей недостаточно, чтобы справиться с этим. Ученые задались вопросом: что влияет на развитие речи ребенка вне школы, и провели исследование на эту тему. В нем приняли участие 42 семьи (в ходе исследования их разделили на 3 группы: обеспеченные, семьи с средним достатком и малообеспеченные). За детьми наблюдали с возраста 9 месяцев до 3 лет. Ученые ежедневно посещали исследуемые семьи и записывали все формы взаимодействий между родителями и детьми.
В результате исследования выяснилось, что дети в обеспеченных семьях ежедневно слышали от родителей большее количество слов, чем в других семьях (в малообеспеченных семьях такой показатель был самым низким). Со временем разница между группами возрастала, и к тому времени, как дети достигали трехлетнего возраста, дети из обеспеченных семей слышали от родителей на 30 миллионов больше слов, чем их сверстники из малообеспеченных семей.
Однако возникает закономерный вопрос: действительно ли влияют такие домашние условия на успеваемость детей в школе? Так ли важно, чтобы ребенок слышал много слов от родителей в первые месяцы жизни? Сами ученые, проводившие исследование, не устанавливали прямой взаимосвязи и рассматривали общение с ребенком в более широком контексте. Они утверждали, что для хорошей успеваемости важны проявления любви по отношению к детям и качественные взаимодействия, а общение – одна из их форм.
Современные психологи подвергают критике результаты эксперимента Бетти Харт и Тода Рисли, утверждая, что в исследовании приняло участие недостаточное количество семей для того, чтобы его результаты могли считаться объективными (в частности, малообеспеченные семьи составили наименьшую группу). Кроме того, в исследовании основное внимание было уделено количеству слов, которые слышат дети, но недостаточно проанализировано, какими были эти слова. Ученые ограничились тем, что проанализировали, какие части речи чаще употребляли родители, и были ли их реплики поддерживающими или, наоборот, критикующими.
В современных подобных исследованиях используется более глубокий анализ речи родителей с использованием сложных статистических методов и моделирования. Это позволяет точнее спрогнозировать влияние речи родителей на дальнейшее развитие ребенка.
Так, ученые из Гарвардского университета недавно провели исследование с целью определить качественные показатели речи родителей, которые влияют на речевое развитие ребенка. Слово «качество» здесь означало не то, что одни слова были для ребенка полезными, а другие вредными, а то, что родители могли использовать редкие слова или такие, которые дети еще не могли соотнести со своим опытом (например, когда рассказывали о воображаемых ситуациях или возможном будущем).
В исследовании приняло участие 50 семей. В результате ученые обнаружили взаимосвязь между речью родителей, которую слышали дети с раннего возраста, и словарным запасом, который они имели в более позднем возрасте.
Ученые выяснили, что более образованные родители больше говорили со своими детьми и использовали больше редких и абстрактных слов по сравнению с другими родителями. Однако такое поведение родителей не было постоянным. Когда ребенок рос, родители могли разговаривать с ним меньше, однако при этом было важно качество речи. Это приводило к тому, что дети из таких семей впоследствии обладали большим словарным запасом по сравнению со своими сверстниками.
Это исследование показывает, что для речевого развития детей до трех лет важно, чтобы родители много с ними разговаривали. В старшем же возрасте более важным становится качество речи родителей и разнообразие слов, которые они используют. Это влияет на развитие словарного запаса ребенка, и результаты становятся заметными уже в начальных классах школы.