Перед родителями время от времени возникает дилемма: потакать желаниям ребенка или обозначить рамки дозволенного. У некоторых детей есть достаточно длинный список вещей, которые они хотят иметь, и, если родители не исполняют все их желания, они чувствуют неудовлетворенность. Родители могут пытаться изо всех сил избавить ребенка от разочарований, потакая всем его капризам и покупая ему все, что он захочет. Однако в результате они понимают, что их усилий недостаточно. Почему одни дети всегда могут довольствоваться тем, что у них есть, а другие – нет?
Понимание детского поведения
Стремление (или отсутствие стремления) к внешнему поощрению – это определенная модель поведения. Чтобы понять, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, следует понять, что так он выражает свои эмоции или реагирует на эмоции других людей. Поведение ребенка – это подсказка родителям о том, какие чувства он испытывает. Эмоционально уравновешенный ребенок (т. е. тот, который не проявляет признаков озабоченности или подавленности), обычно удовлетворен и внешними условиями жизни. Ему комфортно играть в одиночестве, он хорошо приспосабливается к семейным правилам, неразборчив в еде и удовлетворен тем, что у него есть не все вещи, которые он хотел бы иметь.
Замечайте моменты, когда ребенок стремится к большему
Родителям следует обращать внимание на то, отличается ли поведение ребенка в конкретном случае от его обычного поведения. Стремление к внешнему поощрению может принимать различные формы. Ребенок может привлекать внимание к себе или отказываться оставаться в одиночестве (поскольку при этом он испытывает дискомфорт), отказываться выполнять домашние обязанности, отказываться от еды или капризничать. Стремление к внешнему поощрению может возникать у ребенка как реакция на недавнее событие (например, рождение брата, начало учебного года и т. д.). Обратите внимание, проявилось ли такое поведение только в данном случае или оно повторяется периодически.
Переключите внимание ребенка на его внутренний мир
Стремление к внешнему поощрению (или, иными словами, к внешнему средству против отрицательных эмоций) может быть признаком тяжелых чувств, которые он пытается скрыть или от которых пытается избавиться или оградиться. Когда ребенок демонстрирует непривычное для него поведение, родителям следует определить, что его вызвало, и подсказать способ справиться с этой причиной.
Например, можно сказать ребенку: «Тебе кажется, что все идет не так, как нужно, в последнее время? Я буду помнить об этом и постараюсь тебе помочь».
Когда родители не понимают, что вызвало такое поведение ребенка, они могут сказать: «Ты хочешь, чтобы мы покупали тебе больше игрушек, и я не знаю, почему. Я могу купить тебе игрушки, и тебе на время станет легче. Но это не устранит то, что тебя беспокоит». Такого рода фразы помогут вам быть открытыми к дальнейшему общению, а также даст ребенку понять, что внешнее поощрение – это его попытка облегчить внутренний дискомфорт.
Внешнее и внутреннее средства решения проблемы
Внешнее средство – это попытка облегчить дискомфорт с помощью внешних поощрений (например, когда родители покупают ребенку игрушки или вещи). Внутренние средства направлены на внутреннюю проблему и обращают внимание ребенка на его внутренний мир, помогая понять взаимосвязь между состояниями ума и желаниями. В идеале, чтобы помочь ребенку, следует сочетать внешние и внутренние средства, оказывать ему поддержку и объяснять, почему такая поддержка ему необходима.