Монстрики в форме игрушек известны издавна: прообразом в Древней Руси были куклы со «страшными глазами» — обереги против злых духов и людей. А современным мягким плюшевым монстрикам свойственны непропорциональные черты: к примеру, большая голова с ушками, похожими на кроличьи, сосредоточенным и даже брутальным взглядом, смягченным широкой улыбкой. Лабубу — это героиня женского рода из книги и сериала «Монстры», а иллюстрации придумал в 2015 году гонконгский художник Касинг Лунг. Первые лабубу выпускались в виде брелоков, потом мягких кукол, но сначала широкой популярностью не пользовались.
Причины популярности Нередко игрушки набирают популярность посредством искусства — мульт- и киноиндустрии, литературных рассказов, к примеру, как персонажи полюбившихся видео-, комиксов, мемов и мультфильмов, даже компьютерных игр. Достаточно авторитетной публичной личности продемонстрировать тот или иной аксессуар — и он имеет шансы стать новым кумиром, вожделенным подарком. Мода на стиль растет в среде с одинаковыми ценностями, авторитетными среди сверстников. Лабубумания развивается по законам рекламы и продвижения, как и любой ставший популярным предмет. Затем в обществе возбуждается вторичный интерес уже к игрушкам в сети оптовых и розничных продаж. Для тех, кто опасается лабубомании, есть хорошая новость: любая мода проходит и сменяется новой. Почти каждый год появляются новые захватывающие внимание игрушки-персонажи. Когда-то то были монстрики, потом фиксики, затем миньоны… В 2017 году отмечена мода на спиннеры. В 2019 году популярностью пользовалась «дневная фурия», в 2020-м — двухголовые ужастики непривычной формы и ярких цветов, а в 2024-м — куроми.
Игрушка влияет, прежде всего, на самовыражение детей. Это символ, код, обозначающий «я такой же, я свой». Привлекает необычностью эстетика оформления «зубастого монстрика». Воспринимается ребенком как скрытый потенциал собственного развития, растущей силы. Хоть и не всегда осознается до полного смысла. Чтобы понять детский интерес к лабубу, желательно смотреть на мир глазами ребенка хотя бы иногда. Демонизировать по субъективным оценкам и представлениям можно все, включая и игрушки. Но не нужно. Гораздо важнее, в какой форме и как ребенок реагирует на плюшевого «монстра». Желательно спросить мнение ребенка, ведь он не попросит в подарок то, что не нравится или вызывает страх, отторжение. Дети познают мир через игру. Игры в страшилки по собственному желанию и выбор «мягких кукол с зубами» в качестве сувениров, подвесом на одежду и рюкзаки популярны во всем мире. В доступной и безопасной форме ребенок воплощает свои представления о желаниях, о том, что интересно, понимая монстриков как способ самовыражения и игрушку, а не деструктивную демонстрацию скрытой или явной агрессии. У каждого поколения свои традиции. По-настоящему «милое, доброе, светлое, человеческое» расходится в оценках людей разного мировоззрения и возрастов. Устойчивые молодежные ценности не всегда понятны пожилому человеку, как и молодежный сленг, и особенности культурного общения. В торговых сетях лабубу позиционируют как сувенирную продукцию. Это позволяет обходить требования к детским игрушкам по материалам, качеству, безопасности использования. По той же причине на игрушках нет четкой маркировки с рекомендациями по возрасту детей. Но и это не новость: производители и продавцы пользовались «хитрым» инструментом еще много лет назад, к примеру, с популяризацией игрушек Хагги Вагги.
В далеком от Нила СССР, согласно художественному фильму режиссера Г. Данелия «Мимино», в магазинах игрушек продавали крокодилов, но исключительно апельсинового цвета. И никто не страдал, хотя и задавали вопросы… Важны не сами игрушки, даже с многочисленными зубами в плюшевом рту, а информационный фон вокруг них. Пока нет зависимости, групп с призывами использовать сообщество с собственной философией и «правилами» на манер «синего кита», нет и опасности.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки