Все родители делятся на две категории: на тех, кто выполняет домашнее задание вместе с ребенком, и на тех, кто старается максимально отстраниться от этого занятия. Тем не менее, решать задачи и считать расстояние между пунктами А и Б приходится всем мамам и папам. Как лучше это делать, чтобы ребенок усваивал информацию и проявлял интерес к учебе, знает доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ Александр Лобок. Предлагаем вам несколько полезных советов от него.
1. Главное правило: любой школьный предмет надо превратить в увлекательную игру, причем, игра должна быть интересной как для детей, так и для родителей.
2. Читая с детьми учебник, попытайтесь не зазубривать материал, а с помощью игры сделать его понятным и интересным. Поиграйте в ассоциации. Пусть ребенок рассказывает вам о своих фантазиях, которые рождаются в его голове во время знакомства с новым материалом, а вы рисуйте эти фантазии на полях. Пусть этих рисунков и фантазий будет как можно больше, изрисуйте весь учебник, придумайте картинку к каждому абзацу и к каждому предложению, и таким образом на страницах учебника появятся «якоря», на которые будет опираться память вашего школьника.
3. Пишите шпаргалки! Создание шпаргалки – это увлекательная игра, ведь надо проявить фантазию и уместить в маленькое пространство огромный учебник, то есть большое сделать крошечным, а потом еще и спрятать шпаргалку так, чтобы ее никто не нашел. Предложите ребенку поиграть в шпионов, которым необходимо сохранить и спрятать секретную информацию, дети это обожают, только вот переписывать содержание учебника бисерным почерком на сложенный гармошкой клочок бумаги он должен сам.
4. Предложите ребенку не зазубрить стих, а… сочинить его вместе с автором. Все просто: возьмите текст и произнесите первые буквы первого слова – пусть ребенок догадается, что это за слово. Ошибся? Ничего страшного. Скажите правильное и продолжите. Дальше ребенок будет не просто угадывать слова, а пытаться понимать авторский замысел, следить за содержанием и рифмой и запоминать правильный вариант.
5. Когда стих выучен, закрепите материал. Дети обожают паззлы, поэтому разрежьте стихотворение на строки и предложите ребенку сложить его, засекая время. Справился быстро? Усложните задачу и разрежьте текст на слова. Вот увидите, что, даже оставшись один, ребенок продолжит играть в эту игру с секундомером в руках, ну а стих навсегда останется в его памяти.
6. Следите за своей речью! Очень часто дети отстают в математике потому, что имеют неправильные представления о цифрах. Когда поднимаетесь по ступенькам, не произносите «один, два, три», а считайте «первая, вторая, третья», ведь третья ступенька – это совсем не то же самое, что три ступеньки, а дети, чьи родители считают неправильно, думают именно так. Казалось бы, мелочь, но в последствие эта мелочь может полностью исказить математическое мышление ребенка, и математика останется для него непонятным и неинтересным предметом.
Вывод: не надо делать уроки вместе с ребенком. С ребенком надо играть. И если вам кажется, что у вас нет на это времени, то вы ошибаетесь, ведь зазубривая по вечерам вместе с ребенком стихи и правила, вы уже тратите это время. Только тратите его зря.