Содержание:
Сначала глубоко вздохнуть
Психолог Екатерина Ильичева объясняет, почему «наказание» должно быть адекватной вещью, укрепляющей отношения, а не бессмысленным унижением ребенка.
Родители и психологи до сих пор спорят о том, какие же действия применять к провинившемуся ребёнку. Наказывать детей или нет? Если наказывать, то как правильно? Давайте разбираться.
Важно не путать как сделать так, чтобы ребенок слушался, и как его привлечь к ответственности за какой-то неправильный поступок.
Для начала определимся — для чего же необходимо наказание.
Оно выполняет следующие задачи:
коррекция нежелательного поведения;
контроль за восстановленными ранее границами;
предотвращение нежелательных поступков в будущем;
поддержка родительского авторитета.
Но мы не всегда учитываем эти задачи, когда наказываем детей. Вместо того чтобы объяснить ребенку, как нужно правильно поступить, мы делаем акцент на том, что делать нельзя. Нам не хватает времени, энергии, знаний, чтобы правильно корректировать поведение ребенка.
Давайте рассмотрим, как чаще всего наказывают детей. Это может быть:
лишение удовольствий (сладостей, мультфильмов, гаджетов);
игнорирование ребенка («Мама обиделась и не будет с тобой разговаривать»);
физические наказания;
вербальная агрессия (например, крик).
Все это унижает ребенка и не решает тех задач, которые мы хотим достичь, применяя наказание.
Можно ли бить детей?
Читайте наш спецпроект о наказаниях
Лайфхаки на каждый день
На примерах рассмотрим, как правильно себя вести, когда ребенок делает что-то не так. Часто действия родителей нелогичны, поэтому наказания не работают.
Ситуация 1. Ребенок специально разлил компот
Родители могут лишить его за это мультфильмов или прогулки. Ребенок не понимает связи между действиями «разлил компот» и «смотреть мультики». Было бы полезней попросить ребенка убрать за собой, объяснить ему, что он сделал неправильно. С трех лет ребенок уже в состоянии усвоить, какие бывают последствия у его поступков.
Ситуация 2. Ребенок не убирает игрушки
Не стоит кричать на ребенка. Возможно, малыш все-таки начнет убирать игрушки, но на следующий день повторится то же самое. В такой ситуации лучше спокойно объяснить ребенку «правила игры». Если игрушки будут ночевать на своих местах, на следующий день они будут ждать ребенка в комнате, и он сможет с ними играть. Если же игрушки не убрать, тогда их соберет мама и уберет на высокую полку на пару дней. У ребенка есть выбор как поступить, мы его об этом предупредили. В случае если ребенок не убирает за собой игрушки, родителям нужно сдержать слово.
О воспитательных методах, которые работают только в теории. Письмо редактора
О чем говорят дети
На тему наказания был проведен опрос среди восьми детей возраста от четырех до шести лет. И вывелась одна закономерность: абсолютно все дети помнят, как именно их наказывали (лишали мультфильмов, игр, прогулок, еды, закрывали одних в комнате), но ни один из опрошенных не помнит или не знает, за что именно его наказывали!
Спросив у малышей, за что вообще стоит наказывать детей, многие из них ответили, что только за серьезные проступки. Например, за то, что ударил кого-то, обидел или накричал.
Чувства, которые они испытывали во время наказания, дети описали очень четко. Они употребляли такие слова, как страшно, грустно, обидно, плохо, одиноко. Они злились.
От мальчика Макара шести с половиной лет был интересный ответ на вопрос, как бы он хотел, чтобы его наказывали: «Я бы хотел, чтобы мама сначала поговорила со мной и узнала как все было, прежде чем наказывала».
Содержание, сотрудничество, свобода выбора
В сложных ситуациях становится ясно, насколько у вас хороший контакт с ребенком. Альфи Кон в книге «Наказание наградой» приводит теорию трех «С», на основе которой строятся отношения между родителями и детьми. Это содержание, сотрудничество и свобода выбора.
Содержание
Спросите себя, насколько необходимо или желательно то или иное конкретное требование. Мы говорим, что трехлетнему ребенку нож — не игрушка. Из-за этого запрета ребенок чувствует себя несчастным. Мы снова обдумываем ситуацию и уже окончательно уверяемся, что для ребенка играть с ножом и вправду очень опасно (и объясняем это ему).
Мы говорим шестилетней девочке, чтобы она за обеденным столом не играла с кубиком льда, ребенок расстроен из-за этого запрета, мы еще раз обдумываем ситуацию и приходим к выводу, что, в сущности, это никому не причинит вреда, пусть себе играет. (Пересмотреть свой первоначальный запрет — это, безусловно, совершенно другое дело, чем уступить просто потому, что у вас уже нет сил противиться, и вы устало говорите: «Ну хорошо, делай что хочешь».)
Сотрудничество
Родитель не должен единолично принимать решение о том, что обязаны делать дети и каких действий было бы разумно ожидать от них. Чем старше ребенок, тем активнее его следует привлекать к этому процессу: мы объясняем ему, слушаем его соображения, советуемся с ним, вместе с ним составляем планы. Лучше всего охарактеризовать альтернативу кнуту и прянику можно как «совместное решение проблем», в этом и есть суть сотрудничества.
Свобода выбора
Обсуждение сотрудничества плавно подводит нас к вопросу о свободе выбора или автономии. Когда взрослые не знают точно, почему произошел инцидент или что с этим делать дальше, им следует руководствоваться фразой: «Привлеките к этому детей». Чем больше ребенок ощущает себя частью процесса, чем больше востребована и серьезнее воспринимается его точка зрения, тем с меньшим числом проблем нам придется иметь дело.
Как воспитывать своего ребенка — личное дело каждого родителя. На одном из занятий с детьми шестилетняя Маша произнесла такую фразу: «Главное — показать детям, что даже когда они совершили плохой поступок, родители не перестали их любить». Помните об этом, когда вам захочется наказать своих детей.
Впервые текст был опубликован 13 мая 2018 года. Источник: блог издательства МИФ.