Объясняем с научной точки зрения, как устроена любовь к ребенку
Однако известно, что важнейшую роль в трансформации женского организма во время вынашивания ребенка играют гормоны. Особенное значение в этот период имеет окситоцин. Это гормон, который синтезируется в гипоталамусе и до момента своего попадания в кровь аккумулируется в центральном отделе эндокринной системы, гипофизе.
Окситоцин принято называть «гормоном любви», потому что он участвует в формировании чувств влюбленности, желания проявлять заботу и в регуляции социального поведения человека.
Незадолго до родов и на протяжении нескольких последующих недель большое количество окситоцина выделяется в кровь матери. Сопутствующие гормональные изменения увеличивают экспрессию окситоциновых рецепторов, которые повышают общую восприимчивость мозга к «гормону любви» и чаще всего помогают матери испытать привязанность к младенцу почти сразу после встречи с ним.
Материнская привязанность усиливается во время прикосновений к младенцу, зрительного контакта, проявляется в особенной певучей и замедленной речи (материнский язык или motherese), улыбках и ласках.
В то же время у ребенка при помощи аналогичных гормонов и общения с матерью формируются структуры мозга, отвечающие за саморегуляцию и социальное поведение.
Однако такая привязанность может либо не сформироваться сразу, либо по неизвестным точно причинам вовсе не появиться.
По некоторым данным, примерно десять процентов матерей не испытывают привязанности к своему ребенку, три процента матерей спустя три месяца после рождения ребенка не ощущают удовольствия от общения с ним, а некоторые могут не испытывать привязанности только к одному из своих детей.
Нарушение формирования привязанности считается важной проблемой, потому что может приводить к избеганию взаимодействия с младенцем, противоречивым чувствам, а в тяжелых случаях к отказу от ребенка, к ненависти и даже направленной на ребенка агрессии.
Исследования показывают, что отстраненное материнское поведение может негативно влиять на развитие регуляции эмоций ребенка, его социального поведения и управления стрессом. Более того, эта проблема может сохраняться во взрослом состоянии: такой ребенок может стать таким же отстраненным и холодным родителем в будущем.
Что же может тормозить формирование привязанности? Свою роль могут сыграть преждевременные роды, нахождение новорожденного под медицинским присмотром, усталость матери после болезненных или травматичных родов, незапланированное кесарево сечение. Еще матери может не хватать поддержки в уходе за новорожденным или знаний о том, как с ним обращаться. Все это может стать дополнительными факторами, влияющими на успешность формирования материнской привязанности.
В этих случаях матери часто просто нужна помощь со стороны близких людей, отдых и поддержка.
Как показано в другом исследовании, несмотря на то, что проблемы в формировании привязанности к ребенку встречаются и у женщин без депрессивного расстройства (6,4 процента), обычно о нарушениях привязанности говорят в контексте депрессии (17–29 процентов), развившейся у матери во время беременности или после родов. Так что лечение послеродовой депрессии может помочь пробудить любовь к ребенку.
На нейробиологическом уровне есть также несколько причин «нелюбви»: так, среди них рассматриваются дисфункции выработки окситоцина или восприимчивости к этому гормону. Это в свою очередь может происходить из-за изменений в строении гормональных систем в мозге женщины, которые сформировались в ее детстве под воздействием небезопасного стиля привязанности матери.
Еще одной возможной причиной называют особенности изменений в мезолимбической системе мозга, которая играет важную роль в регуляции гормонов, эмоционального ответа и поведения в материнстве. В другом исследовании описывается влияние гормона гипоталамуса, кортиколиберина, на эндокринные и поведенческие изменения в организме после стресса из-за кормления грудью.
Одной из важных особенностей послеродового периода считается повышенная пластичность мозга матери и его способность адаптироваться в процессе взаимодействия с ребенком. Это в первую очередь означает, что, даже несмотря на возможные трудности в установлении близости с ребенком, любовь можно «включить».
Так, попробовать это сделать можно с помощью занятий, направленных на внимательное взаимодействие с малышом, например, детского массажа. Также в некоторых случаях мать, общающуюся с малышом, записывают на видео — а потом специалисты разбирают запись детально, объясняя матери, как правильно считывать сигналы ребенка.
Таким образом, получается, что в процессе формирования материнской привязанности задействованы эндокринная система и перестройка некоторых областей мозга.
Большое значение в этом процессе имеет самочувствие и комфорт матери до, во время и после родов.