Для детей нет ничего необычного в том, чтобы находить общий язык со сверстниками, вместе играть и не обращать внимания на какие-либо внешние различия. Однако иногда у детей могут возникать трудности в общении со сверстниками. В статье мы рассмотрим, как родители могут помочь своим детям найти друзей.
В наше время протестов и разногласий родители меньше всего хотят, чтобы и их дети враждовали друг с другом и исключали кого-то из круга их общения. Тем не менее, такое случается. Дети и подростки объединяются в компании по интересам. Иногда в таких компаниях не находится места детям других национальностей или тем, у которых есть какие-либо физические недостатки. Такая тенденция сохраняется и во взрослом возрасте.
Психологи утверждают, что на определенном этапе развития детям свойственно объединяться в компании с теми, кто похож на них самих. Однако не стоит поощрять такое поведение. Однородные круги общения – не идеальная среда для развития. Мы должны научить наших детей более толерантным формам поведения – так мы поможем их личностному росту. Если же мы позволим им общаться только в своем узком кругу, они не смогут развиваться.
Общение в узких кругах особенно вредно для тех, кого из них исключают. Многие дети, которых не принимают сверстники, страдают от депрессии и тревожности. Причины для такого непринятия могут быть разными. Например, детей с физическими недостатками часто не принимают в компании из-за того, что они не могут принимать участие в играх наравне со всеми. Детей из бедных семей не принимают из-за того, что они не носят одежду модных брендов или пользуются льготным питанием в школе.
Детей могут исключать из компаний и из-за того, что они не похожи на остальных своим поведением. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более энергичны и импульсивны, чем их сверстники. Также часто не принимают детей с аутизмом, потому что они не следуют особым социальным правилам своей группы сверстников.
К счастью, родители могут помочь своему ребенку развить инклюзивное мышление. Оно принесет ребенку большую пользу на протяжении всего школьного возраста и во взрослой жизни.
Читайте книги о разнообразии между людьми
Книги – отличные учителя. С их помощью родители могут с раннего возраста говорить с детьми о таких вещах, как этническая или расовая принадлежность. Вы можете объяснить ребенку, что другая раса – это не повод исключать человека из круга своего общения. Можно также разыграть с ребенком ситуации, как он может поступить, если видит, что другого ребенка отвергают. Покупайте книги, герои которых – представители разных культур, которые обладают разными физическими способностями.
Родители должны следить за тем, какие книги читает ребенок, какие ролики смотрит в Интернете и т. д. Какие ценности в них пропагандируются? Поднимаются ли в них вопросы разнообразия рас, религий, социального и экономического статуса?
Придумывайте ребенку занятия, которые развивают у него инклюзивное мышление
Сегодня все больше родителей отдают детей в спортивные секции, танцевальные студии и т. д. Такие занятия проходят в ограниченных группах, куда могут войти только дети с определенными физическими показателями. Дети из некоторых семей не могут посещать такие секции из-за сложного материального положения. Такие занятия, несомненно, полезны, но они не развивают у ребенка инклюзивное мышление.
Вы можете выбирать для ребенка такие секции и кружки, в которых могут принимать участие дети из разных групп. Сегодня появляется все больше внешкольных учебных заведений, которые могут посещать дети с инвалидностью, дети из малообеспеченных семей и т. д. Дети занимаются вместе, общаются и получают эмоциональную поддержку.
Кроме этого, во многих городах проводятся отдельные мероприятия, посвященные различным культурам и группам людей. Посещайте с ребенком такие мероприятия, чтобы познакомить его с жизнью сверстников, которые в чем-то отличаются от него.
Помогите ребенку расширить круг своего общения
Дни рождения, игры на детской площадке, внеклассные мероприятия – с помощью таких занятий родители могут помочь ребенку найти новых друзей и развить у него инклюзивное поведение. Поговорите с учителями на родительском собрании, чтобы выяснить, у кого из класса есть трудности во взаимодействии с остальными детьми. Обсудите, как можно решить эту проблему. Для этого можно организовывать новые занятия, в которых будут принимать участие все дети без исключения – игры, экскурсии, походы и т. д. Главная идея – чтобы все дети были вовлечены в эти занятия.
Устраняйте языковые барьеры
Если в класс приходит новый ребенок, который плохо говорит на языке, на котором говорит большинство детей, обычно он мало взаимодействует с одноклассниками вне школы. Родители должны помочь ребенку преодолеть психологические барьеры в общении, пока он не освоит язык на уровне, достаточном для того, чтобы свободного общаться со сверстниками.
В инклюзивных заведениях, в которых занимаются слабослышащие дети, для учителей и родителей проводят уроки жестового языка, чтобы наладить общение между детьми. Учителя и родители в свою очередь учат детей приветственным и другим фразам на жестовом языке, чтобы использовать их в повседневном общении.
Обратите внимание на свой круг общения
Психологи считают, что лучшая помощь ребенку в том, чтобы сформировать свой круг общения, — это собственный пример. Прежде, чем учить чему-то ребенка, стоит задуматься о собственных ценностях. Как вы формируете свой круг общения? Вы дружите и общаетесь только с людьми своего социального статуса или в вашем кругу общения есть люди с физическими особенностями, представители других культур и т. д.?
Недостаточно просто говорить ребенку, что он должен общаться со сверстниками независимо от их национальности или социального статуса. Покажите ему пример инклюзивного поведения. Обсуждайте вопросы инклюзивности в семье. Смотрите всей семьей фильмы, в которых показаны идеи равенства и разнообразия, и обсуждайте их с ребенком.