Некоторые дети порывисты и стремительны. Они очень рано начинают прыгать, бегать, кричать и на большой скорости несутся через все свое детство, отставляя плестись позади своих раздраженных родителей. Да, очень активные дети могут создавать определенные проблемы родителям и учителям, оказывая давление своим поведением. Но они вовсе не «проблемные» дети, а просто нуждаются в дополнительной поддержке и понимании со стороны окружающих. И вот как им можно помочь.
Поймите энергетический уровень вашего ребенка
Для ребенка хотеть играть в полную силу, смеяться от всей души, бороться, баловаться, карабкаться, исследовать, это абсолютно естественно и находится в пределах нормы! Однако поскольку наше общество движется по пути пассивного потребления, мест, где дети, не задумываясь о последствиях, могли бы безопасно двигаться, вволю шуметь и играть, практически не осталось. В то же время, определение понятия «нормальный» в отношении ребенка значительно сузилось, делая жизнь трудной не только для очень активного малыша, но и для всех детей, которые хотели бы познавать этот мир посредством движения и «практического» обучения.
Часто повышенная активность ребенка уже в раннем возрасте претерпевает сопротивление. К сожалению, высокий энергетический уровень малыша может заставить родителей существенно дистанцироваться от него, и это в то время, когда родители должны быть ближе, чем когда-либо. Обычно, имея самые благие намерения, взрослые хотят, чтобы их очень активный ребенок вел себя как будто он кто-то другой: успокоился, держал себя в руках, перестал делать то, что он делает. Но родители должны понимать, что чем чаще активный ребенок слышит «прекрати», тем более изолированным он становится, как психологически, так и социально.
Обязательно выделяйте специальное время для игр
Это может показаться парадоксальным — удовлетворять аппетиты высокой активности вашего ребенка, но это работает! Игра придает ему уверенности и помогает чувствовать себя правильно понятым. Попробуйте двигаться в русле энергетики вашего ребенка, а не против нее, и наблюдайте, как ваш малыш будет постепенно превращаться из напряженного сгустка энергии в счастливого и расслабленного ребенка.
Начните со «специального времени», выделенного непосредственно для баловства и игр. И, прямо-таки, с энтузиазмом, скажите вашему малышу: «В течение (этих долгих) минут, я буду играть с тобой во все, что ты захочешь!». Большинство из нас достаточно физически подготовлены, чтобы около 10 минут неустанно бороться, преследовать, лазить, прыгать, ловить летающие предметы или «напугаться» от внезапно выскочившего из-за дверцы шкафа веселого ребенка. Он будет просто в восторге от того, что вы присоединились к нему на его энергетическом уровне.
Активные физические игры предоставляют отличную возможность для снятия напряжения. На самом деле, очень активный малыш может попросту пребывать в состоянии эмоционального стресса, который и движет его неустанной энергией. Смех и шуточная борьба, стук по окружающим предметам, любые физические проявления озорства — все, что происходит в течение «специального времени» способно помочь активным детям найти здоровый выход их напряжению. Это важно, потому что длительное напряжение может привести к перегрузке их юной системы организма. К тому же, игра, смех и право быть самим собой, полученное от взрослых, может усилить у ребенка чувство эмоциональной безопасности.
Устанавливая ограничения, обращайте внимание на чувства ребенка
Поскольку очень активным детям уже неоднократно говорилось остановиться, притормозить, сделать то или сделать это, они становятся глухи к словесным ограничениям. В таком случае лучше всего действовать без слов: просто подойдите к ребенку, опустите дружескую, но твердую руку ему на плечо, обнимите его двумя руками и таким образом физически остановите выходящее за рамки поведение. Если вы не станете использовать крик, приказы и критику, а сосредоточитесь непосредственно на ребенке, посвятив ему все свое внимание, у вас будет больше энергии, чтобы выслушать его и ваш малыш сможет искренне открыться вам.
Важно направить свою энергию, тепло и заботу прямо на ребенка, в обход «исправлению» внешних моделей поведения с использованием поощрений и наказаний. Ведь, возможно, он чем-то напуган или находится в изоляции, и именно вы нужны ему сейчас больше всех на свете.