Настал долгожданный момент, и Ваш дошколенок, наконец, стал первоклассником. Но у многих родителей гордость за взрослеющего ребенка достаточно быстро сменяется тревогой: как организовать учебный процесс дома, чтобы домашние задания не превратились в тягостную повинность и для ребенка, и для родителей. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как помочь ребенку справиться с домашним заданием?
От природы дети любознательны, изучать неизвестное и пробовать свои силы в чем-то новом им обычно нравится. Другое дело, что сам процесс подготовки домашних заданий может стать достаточно сложным и напряженным.
Чтобы этого не случилось, постарайтесь с самого начала организовать учебный процесс дома таким образом, чтобы он в наибольшей степени соответствовал специфике работы человеческого мозга. Зачем «плыть против течения», когда можно использовать то, что заложено в нас природой?
Учитываем закономерности мозговой деятельности
Мозг человека работает циклично. И циклы эти давно выявлены и описаны. Родителям остается только учесть эти закономерности и выстроить систему подготовки домашних заданий в соответствии с ними.
Цикл 1. Каждые 20 минут активная зона коры головного мозга меняется. Что это значит? Процесс работы над одним заданием не должен превышать 20 минут. Потом — переключение, повторение и анализ пройденного, затем — работа над новой задачей.
Цикл 2. Половина новой информации, полученной мозгом, без повторения забывается в течение первых суток. Еще половина из сохранившейся — стирается из памяти на вторые сутки. Таким образом, спустя неделю человек может вспомнить только 3-7% изученного материала. Что делать? Вывод напрашивается сам собой: учить уроки не накануне, а в тот день, когда было получено задание. Благодаря этому:
Ребенок еще хорошо помнит, как это материал был подан учителем, какие примеры разбирали на уроке, как строили рассуждения.
Получив задание по гуманитарному предмету, ученик невольно уже задумывается над тем, как будет его выполнять, начинает размышлять над ним. Логично продолжить эту работу дома, пока идеи и мысли еще свежи.
Построив работу таким образом, есть возможность перевести максимум новой информации в долговременную память, т.е. сделать знания прочными. Многие родители, которые перешли на такую систему подготовки заданий признаются, что ученики «вдруг» начинали делать успехи даже по предметам, которые давались им с большим трудом.
Цикл 3. Для того чтобы структурировать и «переварить» полученную информацию, мозгу необходимо 24 — 36 часов. По прошествии этого времени, взгляд на проблему меняется, возникают новые идеи. Именно поэтому через такой промежуток времени стоит возвращаться к уже написанной начерно творческой работе (сочинению, докладу, реферату). Скорее всего, его захочется слегка доработать. Обычно много времени для этого не требуется — минут 20 — 40, зато результат будет гораздо более совершенным.
Цикл 4. Примерно каждые 1.5 часа меняется активное полушарие коры мозга. Таким образом, после полуторачасовой интеллектуальной деятельности неплохо, что называется, «проветрить голову»: подвигаться, сделать несколько физических упражнений, чайку попить, а еще лучше — выйти на улицу. В магазин сбегать или просто погулять. Можно заняться любимым видом творчества. А вот читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор не рекомендуется. И, если необходимо, через 1,5 часа можно снова приступать к занятиям.
Таким образом, правила, помогающие легко справляться с домашними заданиями, достаточно просты:
Каждые 20 минут просматривать информацию, которую ребенок изучал только что.
Каждые 1,5 часа делать перерыв, активно двигаться и баловать чадо «вкусняшками» — это даст мозгу необходимое питание и будет восприниматься как заслуженная «награда», закрепляя тем самым интерес к учебе.
Делать уроки в тот день, в который они были заданы.
Перед сном повторять материал, который требует запоминания (стихотворение наизусть, пересказ, правила и теоремы). За ночь мозг обработает и усвоит полученную информацию.
Как помочь ребенку с домашними заданиями
Психологические моменты: как справиться с нежеланием учиться
К сожалению, трудности в подготовке домашних заданий могут быть вызваны и тем, что ребенок просто не хочет учиться. Он с удовольствием занимается тем, что ему кажется более интересным и увлекательным, а за уроки садится «со скрипом» и делает их без старания, кое-как.
В этом случае главная проблема — либо в волевых качества самого ребенка, либо в его мотивации.
Тренировка воли
Как правило, волевые механизмы ослаблены у тех детей, кому еще в дошкольном возрасте пришлось столкнуться проблемами неврологического характера. Если у ребенка в медицинской карточке стоит пометка типа ПЭП, ППЦНС или что-то подобное, ему необходима помощь взрослых в развитии волевых качеств.
С некоторыми детьми достаточно просто сидеть рядом. Другим — понадобится помощь в выполнении всех учебных упражнений. Однако постепенно стоит все же отходить от принципа «сделаем вместе» к «сделай самостоятельно часть задания», а затем и «сделай сам, а я проверю и вместе разберем ошибки» — только в этом случае волевые механизмы «запустятся» и начнут работать в конце концов самостоятельно.
Если же никаких неврологических проблем у ребенка не было и нет, не стоит «стоять у него над душой», проверяя каждую написанную букву. Степень самостоятельности при подготовке уроков здесь должна быть гораздо большей.
Мотивация
Ребенку с такой выраженной чертой как честолюбие, стремление быть лучшим и добиваться успехов во всем, можно предложить провести эксперимент, к примеру «Смогу ли я самостоятельно вставать в школу по будильнику? Собрать портфель? Написать упражнение по русскому и выполнить задания к нему? Решить примеры?»
Не страшно, если несколько раз ребенок опоздает в школу или сделает задание не так. Зато он будет точно знать, на что способен. Проанализировав полученный опыт, он поймет, над чем необходимо поработать, чтобы добиться успеха.
Самооценка
Если такое качество как честолюбие не развито, возможно, ребенок просто не верит в собственные силы и уже не надеется стать успешным в учебе. Как ни печально, такое может случиться даже в первом классе!
В этом случае не стоит «давить» на ученика. Можно пока просто оставить ситуацию с учебой и переключиться на что-то, чем ребенок увлечен, что он любит и умеет делать. Первые успехи в этой внеучебной области позволят маленькому человеку поверить в себя, в собственные таланты и способности. А повысившаяся самооценка будет заставлять чуть ответственнее относиться и к учебным предметам.
Родительские амбиции
Оценивая успехи ребенка в школе, в частности то, насколько хорошо он справляется с домашними заданиями, не стоит забывать, что исходить нужно именно из способностей ребенка, его психических и физических возможностей.
Бывает так, что ребенок старается, выдает максимальный результат, на который способен, но родители считают, что он «ленится». В этом случае помощь требуется не школьнику, а взрослым членам семьи. Именно им необходимо осознать, что ребенок не обязан соответствовать их ожиданиям, у него есть свои особенности, склонности и интересы, в соответствии с которыми он развивается.