Яркие эмоции и впечатления играют огромную роль
Ученые Пензенского государственного университета (ПГУ) в течение четырех лет проводили научный эксперимент на базе пяти школ и гимназий г. Пензы. В нем участвовали более 400 школьников в возрасте от 11 до 18 лет.
Основная цель эксперимента заключалась в том, чтобы создать для ребят благоприятные условия для возникновения импрессинга. Этот термин означает сильные, яркие впечатления, в результате которых у ребенка или подростка появляется устойчивый интерес к какому-то виду деятельности. Проще говоря, именно импрессинг «обнаруживает» талант и «запускает» дальнейший механизм его развития.
Об импрессинге впервые еще в прошлом веке заговорил советский генетик и педагог Владимир Эфроимсон. Ученые из ПГУ решили пересмотреть модель этого феномена, описать влияющие на него факторы, возрастные особенности и т. д.
Четыре года педагоги ПГУ проводили в школах и гимназиях г. Пензы мастер-классы для учителей, школьных психологов, родителей, а также открытые уроки для школьников. Ребята посещали выставки, мастер-классы, проходили психологические тесты, авторские психологические методики, разработанные специально для этого проекта.
Ученые выяснили, что импрессинг помогает развитию целеустремленности, потребности в достижении результатов, увлеченности. Также было установлено, что для импрессинга особо благоприятен подростковый возраст.
В результате эксперимента педагоги и родители изменили свое отношение к увлечениям подростков, доля увлеченных детей среди участников выросла с 85 до 95%, а количество родителей, одобряющих хобби своих детей, увеличилось на 15–20%.
«Не все впечатления становятся настолько значимыми в жизни человека. Чтобы произошел импрессинг, должны совпасть сразу несколько факторов: наследственная предрасположенность, благоприятный возрастной период, ситуация эмоционального напряжения. При этом содержание и последствия импрессинга во многом зависят от социокультурных и психологических характеристик окружения, в котором развивается ребенок», — отметила руководитель проекта, кандидат педагогических наук, доцент ПГУ Елена Викторова.
Также исследователи собрали и проанализировали более 70 биографий великих людей (композиторов, писателей, художников) и установили, в каком возрасте творцы пережили импрессинг и как этот феномен отразился на их творческой деятельности.
По итогам эксперимента ученые подготовили рекомендации для родителей и педагогов о том, как заметить импрессинг у ребенка и помочь ему реализовать свой талант.