Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) создает большие проблемы с мотивацией для подростков. Психологи утверждают, что синдром дефицита внимания влияет на мотивацию так же сильно, как и способность сосредоточивать внимание на объектах. Принято считать, что первостепенными причинами СДВГ являются биологические, поэтому часто ребенку требуется медикаментозное лечение. Однако эксперты часто упускают из виду психологические факторы.
СДВГ можно сравнить с большим увеличительным стеклом, которое увеличивает самые маленькие проблемы мотивации подростков. Главной из таких проблем является стремление подростков к независимости. Подростки хотят самостоятельно принимать решения, но в то же время стремятся остаться маленькими детьми, зависимыми от своих родителей. Когда ваш ребенок спорит о том, когда возвращаться домой, он пытается утвердить свою самостоятельность, а когда он не убирает в своей комнате или забывает взять учебники в школу, он показывает свою зависимость от вас.
Но как СДВГ увеличивает проблемы подростков? Большинство родителей, чьи дети страдают от СДВГ, делают для своих детей больше, чем родители их сверстников. Такая внимательность к жизни ребенка хороша в младшем возрасте: это помогает ему быть организованным и сконцентрированным. Но, когда школьная жизнь ребенка начинает усложняться (материал становится труднее, а школьных предметов – больше), у него наступает период полового созревания. Подростки, страдающие от СДВГ, чаще отказываются от помощи родителей, чем их сверстники. Это происходит потому, что вмешательство родителей представляет еще большую угрозу для его независимости.
Есть еще одна проблема, которая причиняет вред подросткам с СДВГ. В отличие от девочек, мальчики и юноши вынуждены доказывать свою мужественность друг перед другом. Они пытаются быть компетентными и ответственными. Поэтому мальчик с СДВГ, испытывающий проблемы с учебой, может считать, что его невнимательность и неорганизованность представляют угрозу его мужественности. Подросток будет пытаться рационализировать свои чувства и говорить, что учеба не имеет большого значения. Его успеваемость значит для него гораздо меньше, чем самооценка и уверенность в себе.
Если СДВГ вредит мотивации подростков, то как ее можно восстановить? Ключом к созданию внутренней мотивации подростка являются три компонента: компетенция, контроль и связи. Рассмотрим подробнее первые два компонента.
Чтобы мотивировать себя заняться чем-то, человек должен чувствовать себя компетентным в этом деле. Он также должен чувствовать контроль над процессом и результатом.
Самомотивация основывается на чувстве самостоятельности, это означает выбор и способность справляться с его последствиями. Самостоятельность – это то, к чему стремятся подростки, хотя они не всегда готовы принять ответственность.
Чтобы решить эту проблему, родители должны постепенно отступать и меньше вмешиваться в дела ребенка. Если вы будете меньше брать ответственность за жизнь ребенка, постепенно он научится сам справляться со своими делами. Помните, что для этого может потребоваться некоторое время. Но вашему подростку не нужно достигать всего сразу. Например, чтобы поступить в университет, ему не обязательно сразу получать высшие баллы в школе. Но чем больше вы позволяете ему брать на себя ответственность, тем выше его шансы на поступление.
Рассмотрим несколько способов, как приучить ребенка к ответственности.
Установите правила и границы, но не контролируйте ребенка. Детям нужны ограничения в школе и за ее пределами. Когда вы говорите, чтобы он был дома в 11 вечера, это более правильно, чем ругать его за то, что он вернулся в 2 часа ночи. То же самое касается и оценок в школе. Озвучьте ребенку минимальные ожидания по поводу его оценок (не нужно требовать от него самых высоких оценок). Убедитесь, что ваши ожидания разумны, и расскажите ребенку, как достичь такого результата. Проверяйте ребенка примерно раз в три недели, но не каждый вечер. Если успеваемость ребенка остается низкой, ему нужны дополнительные правила (например, можно ограничить его время для компьютерных игр, забирать у него мобильный телефон на время, когда он учит уроки, и т. д.) до тех пор, пока он не повысит успеваемость. Идея заключается в том, чтобы донести до ребенка мысль: «Мне кажется, ты недостаточно внимания уделяешь учебе, поэтому мы должны ограничить другие твои занятия».
Используйте развивающее воспитание. Это помогает достичь целей развития ребенка. Способности и навыки не развиваются за один день, это требует времени. Развивающее воспитание – это то, что происходит, когда родители или учителя помогают ребенку овладеть навыками, к которым у ребенка уже есть способность. Развивающее обучение – это не то же самое, что чрезмерная опека. Развивающее воспитание призвано совершенствовать навыки ребенка, чрезмерная опека – контролировать его. Например, ребенку может понадобиться, чтобы вы отметили запланированные дела в его календаре, но затем его обязанность – следить за выполнением этих дел.
Не делайте слишком много для ребенка. Составьте список всех дел, которые вы делаете для своего ребенка в течение недели. Подумайте о том, что из этого списка ребенок может сделать самостоятельно, а что – не может. Помните, что есть разница между «не может» и «не хочет». Вычеркните из списка как можно больше дел, которые ребенок способен выполнять сам. Подумайте при этом, к каким последствиям это может привести. Например, если ему под силу самостоятельно записаться на прием к стоматологу, но он не делает этого, подождите немного, не вмешивайтесь. Если какое-то дело покажется вам слишком сложным, чтобы ребенок выполнил его сам (например, подача документов в университет), помогите ему, но предоставьте ему возможность сделать часть работы самостоятельно. Так вы научите его брать ответственности. Также обратите внимание на домашние обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно.
Не старайтесь быть супергероем. Если вы спасаете ребенка от всех проблем, это не дает ему возможности самому приобрести навыки, необходимые для самостоятельного решения различных вопросов. Также ребенок получает сообщение, что он некомпетентен и не способен обойтись без вас.
Ситуации, в которые попадает ваш ребенок, могут быть трех видов: те, в которых он точно нуждается в вас, потому что последствия могут быть слишком большими (например, проблемы со здоровьем или разрушительные для ребенка взаимоотношения с учителем); те, с которыми он может справиться с вашей помощью (например, ситуации, в которых вы напоминаете ребенку о крайних сроках выполнения работы), а также те, с которыми он может справиться самостоятельно (например, уроки, домашние обязанности и т. д.).