Строго говоря, сказки, мифы и легенды применялись психологами во всем мире уже со времен Юнга — после того, как тот создал свою знаменитую аналитическую психологию. В Россию же все новые психотерапевтические практики пришли очень поздно: в конце 80-х годов XX века. Многие отечественные специалисты живо стали интересоваться наработками западных коллег, а нередко и синтезировать что-то свое, новое на базе только что изученного. Так к началу 90-х группа психологов из Санкт-Петербурга разработала новейший — как они считали, метод, использующий для психотерапии сказочные сюжеты. Метод назвали сказкотерапией, и уже через какое-то время его активно взяли на вооружение многие психотерапевты по всей стране.
По сути, этот метод до гениального прост: на примере сказок терапевт помогает своим клиентам — как детям, так и взрослым — решать проблемы из реальной жизни. Соответственно, сказкотерапевт должен уметь создавать условия, в которых человек в процессе слушания, чтения, разыгрывания или продолжения сказки находил бы решения своих жизненных неурядиц.
Анализируй это!
Работая с детьми, терапевт учит их извлекать из сказочных историй основной смысл, необходимый для адаптации в мире взрослых. Ведь само по себе прочтение сказки без последующего анализа сводит на нет всю терапию. Анализ — безусловно, важнейшая часть всего процесса. Только проговорив с ребенком важные моменты, задав ему вопросы и сделав акценты на определенных вещах, можно приблизиться к решению проблем. В итоге, если сказкотерапевт грамотно провел терапию, то у ребенка появятся знания о том, как можно действовать в конкретной и актуальной для него жизненной ситуации.
Сказка — ложь, да в ней намек
Какую бы сказку мы ни взяли, в ней всегда можно найти полезный урок, и нередко таких уроков даже несколько. Классический для сказкотерапии пример — история о ките и моряке авторства Киплинга. В этой сказочной истории кит проглотил моряка, а тот, перед тем как освободиться, расщепляет плот и ставит киту в глотку решетку. Когда сказкотерапевт спрашивает у детей, зачем моряк это сделал, то обычно получает ответ «чтобы наказать проглотившего его кита».
Тогда терапевт начинает задавать детям наводящие вопросы — а что бы произошло с китом, если бы ему не поставили эту решетку? И шаг за шагом дети приходят к выводу, что на самом деле, это можно расценить совсем не как наказание, а как заботу: ведь кит уже съел всю рыбу в водоеме, ему нечем было питаться, а с новой решетчатой глоткой он мог есть совсем мелкую пищу. Получается, моряк помог киту. И тогда следующий этап — провести аналогию с ситуацией в жизни детей, когда родители заботились о них, но дети этого не понимали и думали, что их наказывают. Например, заставляли пить противную микстуру или не позволяли сидеть долго за компьютером. В итоге у ребенка происходит понимание, зачем родители делали то, что его обижало. Кстати, сказки успешно помогают побороть не только обиды, но и детские страхи и агрессию.
Креатив и философия
Важно, что скрытые смыслы в сказаниях дети должны найти сами, сказкотерапевт только задает наводящие вопросы и позволяет маленьким клиентам задуматься над описанной ситуацией. Насколько все в ней однозначно? Лежит ли ответ на поверхности или все не совсем так, как кажется на первый взгляд? Может ли обернуться благом какая-то неприятная ситуация?
Возможность осмыслить ситуацию самостоятельно бесценна, ведь малыш не только приближается к решению проблемы, с которой его привели к сказкотерапевту, он еще и получает в придачу урок критического мышления, а ведь согласитесь — редко кто из родителей учит этому детей. В каком-то смысле, сеанс сказкотерапии для детей — это еще и введение в философию. Не получая сразу готовые ответы, ребенок начинает больше размышлять. Какая-то известная ему ситуация оказалась совсем не такой, как он думал, и вообще, похоже, что многое сложнее, чем он себе представлял. Появляется представление о многообразии мира.
Наконец, на таких сеансах развивается креативность, ведь сказкотерапевт может не рассказывать ребенку уже готовую сказку, а сочинять ее вместе с ним. Или даже попросить малыша сочинить сказочную историю самостоятельно.
Идеальный возраст
Сказкотерапевты говорят, что успешно работают с любыми возрастными группами, и на эффективность метода возраст не влияет. Это правда, однако, больше всего сказкотерапия подходит дошкольникам от 3 до 7 лет. Причина кроется в особенностях мышления детей данного возраста: оно становится наглядно-образным — опирается на представления и образы. В этот период развития личности мышление позволяет ребенку устанавливать невероятные сочетания между предметами и их свойствами. Можно сказать, у детей в возрасте от 3 до 7 лет идеальное сказочное мышление.
Сказкотерапевтом может быть… не каждый
На бытовом уровне родители могут сами, без визита к сказкотерапевту объяснять детям любые важные явления и события на языке сказок. Если же у ребенка какая-то проблема, то неподготовленные родители вряд ли смогут решить ее с помощью сказочных сюжетов. Некоторые думают, что это так легко, а в итоге допускают ошибки — например, придумывают волшебный персонаж, похожий на ребенка, и называют его тем же именем, что и малыша. Согласно основам сказкотерапии так можно делать только если персонаж положительный, а если у героя есть отрицательные черты, то просто противопоказано называть его так же, как ребенка! Также бывает, что родители рассказывают сказку, а после ехидно интересуются: «Правда, ты похож на этот персонаж?» Подобные действия не решают проблему, а только усугубляют.
Поэтому лучше обратиться к специалисту, который знает все о тонкостях сказкотерапии, и сможет применить метод наилучшим образом. Именно сказка может оказаться той волшебной палочкой-выручалочкой, которая поможет ребенку в сложной жизненной ситуации.