В каждом классе есть ученики – так называемые «тихие мышки». Они никому не мешают, не разговаривают, ни к кому не обращаются и т. д. На первый взгляд, такие дети – «идеальные ученики», они не создают никаких хлопот в воспитании и уходе за ними, их родители не слышат от учителей ни жалоб, ни нареканий. Но действительно ли пассивный ученик – это благо для школы?
Чрезмерная застенчивость, несмелость и социальная пассивность школьника – это сигнал, который указывает на то, что ребенок требует к себе особого внимания, в том числе родителей.
У истоков несмелости и застенчивости лежат следующие факторы:
Подавление эмоций – преобладание процессов торможения над процессами возбуждения. Со временем такое состояние может вызвать нарушение процессов адаптации, что приводит к появлению конформных состояний (состояния подчинения себя мнению и ожиданиям окружения), что в свою очередь может привести к снижению самооценки.
Заниженная самооценка – ученик с отсутствием веры в собственные возможности в определенных ситуациях испытывает трудности при принятии инициативы, высказывании своего мнения и отстаивании его, если это необходимо. Он дисциплинирован, прилежен, никому не навязывается и никого не подвергает негативу, избегает конфликтов.
Изоляция или подчинение – поскольку ребенок имеет низкую самооценку, он считает, что его никто не любит, а значит, старается избегать социальных контактов. Перерывы между уроками проводит в одиночестве. Зачастую у него нет друзей. Во многих подобных случаях можно наблюдать также процесс подчинения – такой ученик выбирает себе товарища, который имеет сильные личностные качества, т. е. лидера, и позволяет ему вести себя за собой.
Богатая внутренняя жизнь – стеснительный, несмелый, замкнутый в себе ученик, часто является «мечтателем», который много размышляет, анализирует свои переживания, ведет дневник. Свободное время он проводит за чтением книг или за компьютером. Бегство в «страну собственных фантазий» позволяет ему забыть о своих проблемах, в частности об отсутствии друзей.
Функционирование таких детей в школьной среде затруднено хотя бы по причине такого явления, как снижение готовности памяти, которое приводит к тому, что ученик во время ответа ощущает так называемые «пустоты в голове», хотя при этом очень хорошо подготовлен. Сильное напряжение парализует его и происходит снижение готовности памяти извлечь и воспроизвести нужную информацию. Есть способы, которые позволяют помочь детям и подросткам справиться с этой проблемой. Например, постарайтесь сделать вот что:
внимательно и активно слушайте таких детей;
«вслушивайтесь» в их скрытые эмоции;
считывайте их невербальные сообщения;
наблюдайте за осанкой тела, жестикуляцией, пантомимикой и выражением лица;
говорите о своих чувствах, раскрывайтесь;
во время разговора уважайте короткие моменты тишины;
используйте принцип зеркала, отражайте (отзеркаливайте) чувства;
поощряйте, подбадривайте, поддерживайте детей посредством таких незатейливых речевых оборотов, как «хм…», «да…», «ну и?..»;
не спешите, ждите обратной связи со стороны ребенка;
не обещайте, что, безусловно, поможете ему, но предоставляйте все шансы.
Внимательно слушайте вашего ребенка с проблемами несмелости и застенчивости. Особенно важным является то, что он говорит после слова «но». Обращайте внимание на его формулировки. К примеру, можно сказать «Это безнадежно, но жизнь прекрасна!» или же «Жизнь прекрасна, но это безнадежно!». Выражения похожи, но контекст совершенно другой. Вслушавшись в его слова, вы лучше поймете его состояние, а значит, сможете ему помочь.