Дебаты, на тему «с какого возраста отдавать ребенка в детские дошкольные учреждения», ведутся давно. Но, как правило, решение принимается родителями исходя из семейных обстоятельств и здоровья малыша. Если материальное положение семьи позволяет маме заниматься воспитанием ребенка дома, то вопрос о его ранней социализации часто и не поднимается.
Когда же мамочке необходимо выходить на работу, то ясли рассматриваются как место, где ребенок сможет как можно легче привыкнуть к социуму. А поскольку узнать мнение малыша и его чувства в таком малом возрасте затруднительно, то принимая решение, лучше ориентироваться на советы психологов и собственную интуицию вкупе со здравым смыслом
О дошкольных учреждениях
В обиходе детское учреждение называется детским садом. В нем существуют группы, младшие из которых и называются яслями, или ясельными группами. В основном, государственные детские сады принимают детей возрастом от трех лет, что логично с точки зрения самоорганизации малыша. А вот коммерческие сады могут предоставлять услуги по досмотру детей с более раннего возраста, с года.
Обычно в ясельные группы набирают деток полутора-двух лет. К этому возрасту они уже умеют проситься на горшок, самостоятельно есть и сносно разговаривать. Мамы-одиночки, малообеспеченные семьи, часто вынуждены прибегать к услугам яслей, ведь оплачиваемый отпуск, установленный государством, недолог.
Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что нижней возрастной планкой для определения малыша в ясли является год, а верхней – около трех лет, так как в три года он официально становится дошкольником, посещающим детский сад. Чтобы малыш своевременно пошел в дошкольное учреждение, надо стать в очередь, представив следующие документы:
свидетельство о рождении малыша;
паспорт мамы или папы;
для записи в специализированный детский сад – медкарту.
Эти же документы с ксерокопиями понадобятся при непосредственном оформлении в выбранный детский сад и некоторые другие, собрать которые не проблематично.
Достоинства и недостатки раннего посещения
Конечно, плюсы есть, и отрицать их не могут даже сторонники домашнего дошкольного воспитания, при объективном подходе к вопросу.
Возможность маме работать. Даже если семья материально благополучна, бывают такие профессии у мам, в которых важно постоянное присутствие в рабочих процессах. Например, творческие профессии или работа, которую долго искали и не намерены терять. Адаптационный период для маленького ребенка протекает с болезнями, поэтому мама должна быть готова к частым отсутствиям на работе по больничным листам. И к реакции на них у коллег и руководства.
Возможность маме сменить обстановку. При всепоглощающей любви к собственному чаду мамочка испытывает неимоверную усталость. Конечно, лучшим вариантом в подобном случае является возможность отвлекаться на некоторое время в течение дня. Это может быть посещение спортивного клуба или занятие по интересам. Но такой вариант отдыха доступен не всем.
Приучение ребенка к режиму дня. В яслях он организован согласно возрастным нормам и проверен десятилетиями. Малыш своевременно будет накормлен, уложен спать, выведен на прогулку. Дома придерживаться режима дня удается немногим, так как мама отвлекается на домашние дела.
Наличие очевидного прогресса в развитии. С детками в яслях занимаются специалисты, которые используют для обучения в игровой форме методики, прикладные пособия. В домашней обстановке не у всех мам получается самостоятельно развивать ребенка, ведь педагогические наклонности присущи не каждому.
Осуществление постоянного контроля. Детки играют под присмотром взрослых, вырабатывая адекватную реакцию на наличие сверстников и отсутствие родителей. В раннем возрасте им свойственна неусидчивость и сильная привязанность к маме, и основной функцией работников яслей является выявление нужд малышей и их удовлетворение, предупреждение опасностей и оказание всесторонней помощи, создание благоприятного эмоционального климата.
Укрепление иммунитета. Дети с хорошим иммунитетом в яслях адаптируются быстро, а вот малыши со слабой иммунной системой в первые месяцы посещения часто болеют. Конечно, в итоге они «закаляют иммунитет» лучше, чем домашние детки, но остается спорным вопрос о необходимости сильной нагрузки на иммунную систему в таком раннем возрасте.
Теперь рассмотрим минусы яслей, которые тоже очевидны для каждого здравомыслящего родителя.
Малыш тяжело переносит разлуку с мамочкой. По мнению психологов, до трехлетнего возраста ребенок воспринимает себя как единое целое с ней, и попытки оторвать его на некоторое время вызывают у крохи стресс, который может выражаться активно в виде плача, капризов с агрессией, либо пассивно в виде частых заболеваний. Стрессовое состояние может сопровождаться потерей аппетита, плохим настроением, снижением интереса к развлечениям. Для ребенка из проблемной семьи адаптация происходит легче, а вот для домашних, окруженных заботой и любовью малышей, она почти всегда сопровождается сепарационной тревогой. При наличии выбора, родителям стоит взвешенно подходить к «ясельному» вопросу, учитывая интересы ребенка. Многие детки в итоге смиряются с посещением садика, подчиняясь старшим, но не уменьшает ли это степень доверия к родителям?
Ребенок часто болеет. Это или следствие стресса, подтвержденное психосоматической теорией возникновения болезней, или слабость иммунитета. Нагрузка на неокрепшую иммунную систему провоцирует возникновение многих респираторных заболеваний. Отоларингологи советуют повременить с посещениями детского сада, ведь приобретенные там аденоиды с отитами, ларингиты с бронхитами, становятся постоянными спутниками ребенка.
Никто не сможет заменить маму. Даже самый внимательный и талантливый воспитатель проигрывает в сравнении с заботливой любящей мамочкой. При наличии в группе большого количества деток, индивидуальный подход к каждому сомнителен.
Нахождение в неестественной среде. Ребенок, оторванный от семьи, вынужден находиться в чуждой ему обстановке, среди чужих людей. Попадая в ясли через стресс, он воспринимает окружающий мир как враждебный и далекий.
Уменьшение времени общения с крохой. Отдав ребенка в раннем возрасте в ясли, родители безвозвратно теряют возможность ежеминутно наблюдать за радостными мгновениями его развития.
Психологи утверждают, что до трехлетнего возраста детям чужда социализация. Они играют самостоятельно, просто находясь вместе в группе.
Малыша могут обижать. К сожалению, это возможно как со стороны детей, так и со стороны воспитателей. А он не сможет пожаловаться, просто выражая свои чувства страхом перед яслями.
Дети все впитывают в себя, как губка. Он подражают нам, повторяя слова и копируя жесты. Вы же не хотите, чтобы он был похож на чужих взрослых, или повторял неприличные слова за другими детьми? А именно до трех лет происходит формирование личности малыша.
Решение всегда принимают родители, взвесив все «за» и «против». Именно на них лежит ответственность за комфортное и здоровое воспитание малыша. Любое мнение имеет право на существование, в зависимости от индивидуального подхода к вопросу. Главное – руководствоваться интересами ребенка, а не родителей.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки