Обычно родители отдают ребенка в детский сад, когда он достигает определенного возраста. Но на самом деле готовность ребенка к детскому саду и к тому, чтобы длительное время находиться в группе сверстников, определяется не только его возрастом. В распоряжении родителей есть множество тестов для того, чтобы определить, насколько развиты познавательная, эмоциональная сфера и социальные навыки ребенка и, как следствие, насколько он готов к детскому саду.
Готовность ребенка к детскому саду определяется двумя главными факторами:
знаниями и навыками;
социальным и эмоциональным развитием.
Понимание того, насколько ребенок обладает необходимыми знаниями и насколько у него развиты навыки, поможет вам не только оценить его готовность к детскому саду, но и выбрать программу обучения, которая наиболее соответствует его уровню развития.
Знания и навыки
Детские психологи выделяют разное количество ключевых навыков, которые свидетельствуют о готовности ребенка к детскому саду. Однако в большинстве случаев данный список включает в себя следующие навыки:
крупная моторика;
мелкая моторика;
познавательные навыки;
речь;
умение позаботиться о себе;
социальные навыки.
Социальное и эмоциональное развитие
Разные сферы психики ребенка могут развиваться в разном темпе. Его умственные способности могут быть более развиты, чем эмоции или социальные навыки, или наоборот. Определить уровень развития эмоций или социальных навыков сложнее, чем уровень умственного развития, потому что здесь важны качественные, а не количественные показатели. Кроме того, эмоциональное и социальное развитие ребенка может зависеть от определенных факторов. Например, ребенок может испытывать трудности в детском саду, когда дома меняется его привычный распорядок (например, когда его родители находятся в командировке, а сам он остается под присмотром бабушки).
Ребенок готов к детскому саду в эмоциональном и социальном плане, если он:
может находиться отдельно от родителей в течение дня и не испытывает из-за этого стресс;
интересуется учебой, групповыми формами работы и подобными занятиями;
не боится ходить в детский сад и не сопротивляется этому;
любит групповые формы работы и хорошо ладит со сверстниками;
уверен в себе и может самостоятельно принимать решения;
может следовать распорядку дня и подстраивается к изменениям в нем;
может длительное время концентрироваться на поставленных задачах;
способен контролировать себя;
может ждать в течение коротких промежутков времени;
умеет работать самостоятельно;
улаживает споры в устной форме, не прибегая к физическим методам;
умеет позаботиться о себе (одеться, убрать в комнате, содержать в порядке свои вещи);
уважает собственность других людей;
следует установленным правилам;
готов пробовать что-то новое;
открыт к новым людям;
легко ладит со сверстниками и заводит друзей.