На уроке педагогики я задала студентам вопрос: когда и с кем они в первый раз были в музее. Группа разделилась: одни ходили с родителями, а другие – со школьным учителем. Первая группа рассказывала об экскурсиях с увлечением, список посещенных ими музеев был довольно большой, вторая группа вспоминала походы в музеи как некую повинность: нельзя было шуметь, трогать, учитель постоянно делал замечания, а экскурсовод рассказывал скучно.
Вывод очевиден: если первое знакомство с музеем было семейным событием, то у детей формировался стойкий интерес к этому виду познавательного досуга. Моё наблюдение дает повод задуматься над тем, что музейная экскурсия оказывает максимально положительное воздействие на ребенка, если она подготовлена родителями.
Выбираем музей
Существует несколько видов музеев, и каждый имеет свои особенности.
1. Отраслевые музеи. К ним относятся:
исторические музеи: в них находятся археологические находки или экспонаты, связанные с историческими событиями (музей Великой Отечественной войны, революции и др.);
художественные музеи: здесь собраны произведения искусства (картинная галерея, Эрмитаж, музей кукол и др.);
литературные музеи: представлены материалы, связанные с творчеством писателей;
музыкальные музеи: музыкальные инструменты или вещи, связанные с жизнью и творчеством известных композиторов и исполнителей;
технические музеи: здесь собираются экспонаты, связанные с достижениями науки (музей времени, музей освоения космоса);
естественно-научные музеи: экспонаты показывают достижения в изучении природы;
этнографические музеи: наследие жизни и культуры определенных народностей.
2. Комплексные музеи – краеведческие музеи, которые отражают историю и современность своего края.
3. Мемориальные музеи: памятники архитектуры или природы.
В музеях собраны вещи (предметы быта, орудия труда, оружие), предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документы, аудио и видеоматериалы. Современные музеи активно используют инновационные технологии: 3D-проекции, виртуальные выставки и игры. Это позволяет оживить историю, природу, искусство.
Собираясь с ребенком в музей, помните, что не существует сугубо детских музеев. Каждый музей универсален – учитывайте интересы ребенка, возраст, способность к концентрации, особенности восприятия.
Маленьким детям не интересны документы и мелкие детали. Зато им будут интересны предметы быта детей, таких же как они, но живших 300 лет назад, а также огромные бивни мамонта или макеты динозавров. Мальчишкам будет интересна техника, а девчонок заинтересуют куклы. Помните, что детям особенно интересно то, что можно потрогать.
Художественный и музыкальный музей будет интересен подготовленным детям, которые занимаются в студиях по данным направлениям.
Как готовить детей к музейной экскурсии
От первого посещения музея зависит то, как ребенок будет воспринимать музеи в дальнейшем. Выбирайте вместе то, что ребенку действительно интересно. Начинать нужно с небольших музеев, чтобы осмотр был не очень долгим.
Важно так заинтересовать ребенка, чтобы он ждал от экскурсии чего-то нового, необычного, настоящего. Рассказывая о будущей экскурсии, важно опираться на детские увлечения. Например:
Сегодня мы пойдем в музей, где узнаем, как появились животные.
Ты любишь играть в куклы, а сегодня мы пойдем в музей, где очень много разных кукол.
Космонавты должны всё знать о космосе, я предлагаю сходить в музей космонавтики.
Перед посещением музея желательно разъяснить ребенку некоторые понятия и термины: экскурсовод, экспонаты, галерея и т.д. Это даст ребенку возможность не отвлекаться от сути при появлении незнакомых слов. Кроме того, любое новое место требует адаптации, не стоит усугублять этот процесс.
Также нужно объяснить некоторые правила посещения музея: не шуметь, не бегать, не трогать руками экспонаты, не перебивать экскурсовода. Расскажите ребенку, что в музее каждый день бывает множество людей, и если все будут трогать руками экспонаты, то от них просто ничего не останется.
Ребенок должен знать, куда и зачем он идет, желать видеть то, что есть в музее, поэтому раньше четырех-пяти лет в музеях детям делать нечего.
Читайте также
Как воспитать в ребенке любовь к прекрасному
Счастливый ребенок: Как научить ребенка разбираться в искусстве?
Организуем экскурсию
Не спешите войти в музей. Пусть ребенок запомнит каждый шаг и закрепит свои впечатления. Остановитесь перед входом в музей, рассмотрите здание, прочтите надпись. Обязательно сфотографируйтесь у здания.
Купив билет, отдайте его ребенку, пусть он сам предъявит его при входе.
Рассмотрите каждую деталь: полы, лестницы, потолки. Прочтите правила посещения музея.
Начните просмотр залов по порядку. Рассматривайте внимательно. Отвечайте на все вопросы ребенка. Если вы не знаете чего-то, а спросить не у кого, то запишите вопрос, а дома вместе поищите ответ.
Не стоит в спешке быстро осматривать все, лучше прийти в музей еще раз.
Обязательно сделайте «антракт». Для этого найдите местечко, где вы можете просто отдохнуть, выпить воды и тихонько пообщаться. Любые впечатления должны усвоиться, а усталость – враг хороших впечатлений.
Не спешите уходить, спросите, не хочет ли ребенок еще раз посмотреть что-то. Будьте внимательны к ребенку. Не пытайтесь осмотреть за один день большие музеи, это не принесет пользы – предложите ребенку прийти в другой раз.
Продолжительность экскурсии для дошкольника не должна превышать 40-50 минут (с учетом перерыва).
Закрепляем впечатления
В педагогике есть такое понятие – «актуализация», суть его в проговаривании фактов и впечатлений. Дайте немного времени ребенку осмыслить увиденное, а потом приступите к обсуждению. Только не превращайте беседу в опрос. Делитесь своими впечатлениями, говорите, что понравилось вам и спрашивайте ребенка.
Не расстраивайтесь, если ребенок не отвечает на поставленные вопросы. Увиденное в музее может сохраниться в памяти в виде образов или пассивного словаря. Перевод в активный словарь требует времени.
Музеи – удивительное культурное наследие. Они дают множество знаний, основанных на собственных реальных впечатлениях. Музейная педагогика – современная инновация многих образовательных организаций. Но все новое – забытое старое. Мы сами в детстве ходили в музеи и теперь обязательно должны снова туда пойти, но уже с собственными детьми.