Младенцы зачастую лысенькие, толстенькие и часто плачут, но мы просто очарованы ими. Нам интересно, что же происходит в их маленькой головушке. Далее описаны одиннадцать фактов о головном мозге ребенка, которые должен знать каждый родитель.
Дети рождаются слишком рано
Биологи считают, что если бы срок нахождения в утробе матери не был ограничен размерами таза женщины, дети оставались бы там и развивались значительно дольше.
Чтобы сохранять вертикальное положение, наш таз должен оставаться относительно узким.
Чтобы иметь возможность пройти через мамин… «аварийный люк», мозг новорожденного составляет всего четверть размера мозга взрослого человека.
Поэтому некоторые педиатры называют первые три месяца жизни ребенка «четвертым триместром» беременности, чтобы подчеркнуть, насколько сильно малыши нуждаются в нас, а также лишены социальных навыков. Первая улыбка, например, обычно появляется у ребенка на 10–14-й неделе его жизни, а первая фаза привязанности, по мнению ученых, начинается в возрасте около пяти месяцев.
Некоторые ученые, приверженцы эволюционной биологии, предполагают, что новорожденные дети социально не развиты (и их плач иногда раздражает) для того, чтобы родители не привязывались к ним слишком сильно, так как у маленьких детей существует повышенная вероятность смерти. С другой стороны, плач привлекает к ребенку внимание, необходимое для выживания.
Реакции родителей развивают нейронные связи мозга грудничка
Мозг маленького ребенка эволюционировал так, чтобы использовать реакции родителей для собственного развития. Префронтальная кора новорожденного – так называемая «оперативная» область мозга – временно не оказывает большого влияния, поэтому усилия по дисциплине или беспокойство о том, чтобы не разбаловать малыша, не имеют смысла на данном возрастном этапе. Вместо этого новорожденные узнают о голоде, одиночестве, дискомфорте и усталости и о том, что испытывает организм, когда эти болезненные чувства проходят. Родители могут помочь этому, оперативно реагируя на потребности ребенка.
Малыши не могут не плакать. На самом деле, у всех маленьких детей, независимо от того, насколько быстро реагируют родители на их потребности, пиковый период плача происходит в гестационном возрасте около 46-ти недель (большинство детей рождается в возрасте от 38 до 42-х недель).
Эксперты предполагают, что плач грудничков связан с физическим развитием, так как в разных культурах пиковые периоды детского плача происходят в одно и то же время после зачатия, независимо от того, когда ребенок появляется на свет. То есть, недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, достигнет пика своего плача в возрасте примерно 12 недель, а доношенный ребенок, родившийся на 40-й неделе, будет плакать больше всего в возрасте около 6-ти недель.
Строить смешные рожицы и издавать дурашливые звуки необходимо
Когда дети имитируют мимику родителей, это вызывает у них аналогичную эмоцию и помогает развиваться основам врожденного понимания эмоционального общения. Этим объясняется то, почему родители часто показывают преувеличенно счастливые и грустные лица своим малышам. Сюсюканье, подражание детскому лепету – еще одна инстинктивная реакция, которую исследователи считают чрезвычайно важной для развития ребенка. Ее музыкальность и утрированная, медленная структура подчеркивают важные компоненты языка, помогая ребенку схватывать смысл слов.
Мозг младенца «эволюционирует» очень быстро
После рождения человеческий мозг быстро растет и увеличивается более чем в два раза, достигая 60% своего взрослого размера к тому времени, когда карапуз пробует кусочек праздничного торта в свой первый день рожденья. К детсадовскому возрасту мозг достигает своего полного размера, продолжая развиваться до тех пор, пока ребенку не исполнится 23–25 лет. И даже после этого мозг не перестает меняться в лучшую или худшую сторону. Некоторые ученые полагают, что изменения в развивающемся детском мозге отражают в уменьшенном масштабе изменения, происходившие с мозгом человека за миллионы лет эволюции.
У младенцев сознание типа «уличного фонаря», а не «карманного фонарика»
Мозг маленького ребенка имеет намного больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. Но у детей меньше тормозных нейротрансмиттеров. Поэтому, по мнению некоторых ученых, восприятие действительности у них более рассеяно (т. е. менее сфокусировано), чем у взрослых. Они смутно осознают почти все, что происходит, и еще не понимают, что является важным. Восприятие младенцев можно сравнить с уличным фонарем, который рассеивает свет по всей территории вокруг него, тогда как восприятие взрослого человека похоже на карманный фонарик, который намеренно фокусирует свет на определенных предметах, при этом игнорируя детали фона.
Когда дети взрослеют, их мозг проходит через процесс «упрощения», при котором нейронные сети формируются стратегически нужным образом и настраиваются с помощью приобретенного опыта. Это помогает им упорядочить свое восприятие мира, но вместе с тем снижает способность к инновациям, например, детям становится сложнее раскрасить собственное лицо пюре из моркови. По мнению ученых, творческие личности сохраняют некоторую способность мыслить, как младенец.
Детский лепет сигнализирует о готовности к обучению
Даже имея сознание типа «уличного фонаря», дети способны фокусировать внимание на чем-то конкретном, но только на мгновение. Когда это происходит, они обычно издают звук, чтобы показать свой интерес. Детский лепет – несвязные и непонятные звуки, которые издают груднички, – это их акустическая версия наморщенного лба, и с ее помощью они подсказывают родителям, что готовы учиться. Инициативным родителям следует обращать внимание на такие сигналы. Единственное, что мы знаем наверняка, – это то, что дети становятся умнее, когда родители разговаривают с ними. Лучший способ диалога между детьми и родителями – когда родители отвечают детям в перерывах между их лепетом.
Чрезмерная отзывчивость родителей
Некоторые родители стараются отвечать на каждый звук своего малыша. Однако если ребенок получает ответную реакцию в 100% случаев, ему становится скучно и он начинает отворачиваться. Процесс обучения малышей очень деликатный, он неизбежно прерывается, когда они не получают реакцию, на которую рассчитывают.
Инстинктивно родители реагируют на 50–60% детского лепета. Научным путем было доказано, что обучение речевым навыкам можно ускорить, если реагировать на 80% случаев детского лепета. Однако выше этой цифры обучаемость снижается.
Родители пытаются развивать речь ребенка, реагируя реже и медленнее на звуки, которые малыш произносит часто (например, «э»), и восторженно повторяя новые звуки, которые больше напоминают слова (например, «ма»). В результате ребенок начинает складывать вместе слоги своей речи.
Обучающие CD, DVD и другие материалы бесполезны
Хотя с рождения дети могут плакать с интонациями, свойственными их родному языку, недавние исследования показали, что социальные реакции очень важны для того, чтобы ребенок смог полностью овладеть языком. Младенцы делят мир на то, что реагирует на них, и то, что не реагирует. Обучающие материалы, которые не реагируют на ребенка, не могут его научить. Записанный материал не реагирует на сигналы, которые подает ребенок, поэтому DVD для младенцев оказываются неэффективными. Если вы хотите помочь малышу стать более смышленым, выбросьте все эти бесполезные диски и больше играйте с ребенком.
Детский мозг устает
Необходимость в человеческом общении не означает, что нужно бессмысленно развлекать ребенка день и ночь. Детям свойственна короткая концентрация внимания, и они легко перевозбуждаются. Поэтому иногда им следует помогать успокоиться. Можно покачивать детей, приглушать свет или пеленать беспокойные ножки и ручки, которыми малышу еще только предстоит научиться управлять. Способность успокаиваться, равно как и способность засыпать, особенно ночью, помогает улучшать развитие навыков, по крайней мере, у детей от одного года и старше.