Многие из нас могут вспомнить, как, будучи детьми, старались зазубрить таблицу умножения. Однако в наши дни обучение умножению уже не состоит из зубрежки. Прежде чем обучить ребенка таблице умножения, необходимо развить его способность визуализировать процесс, который происходит, когда два числа умножаются друг на друга.
Умножению детей начинают учить еще до школы, что иногда удивляет родителей, так как многие из них думают, что умножение как понятие преподается в начальной школе. На самом деле главным основам понимания умножения учат еще в детском саду.
Игры на умножение для детей в возрасте 5–6-ти лет
Если вашему ребенку 5–6 лет, вам нужно сосредоточиться на моделировании одинаковых групп или рядов предметов. Слово «группа» используется, чтобы описать набор предметов. Способность «видеть» группы очень важна для детей. Попробуйте использовать эти упражнения, чтобы закрепить у них понимание данного понятия:
Украшение кексов – дети в этом возрасте часто любят помогать на кухне. Испеките кексы и попросите детей украсить каждый из них четырьмя драже или леденцами: «Вот первый кекс, на нем четыре леденца – это первая группа леденцов, вот вторая группа из четырех леденцов на втором кексе» и т. д. Для наглядности вы можете украсить кексы леденцами разных цветов: один кекс зелеными, другой – красными.
Ожерелье из цветных воздушных кукурузных хлопьев – детям необходимо нанизать на нить кукурузные или фруктовые хлопья в следующем порядке: 1 белый, 2 зеленых, 3 синих, 4 красных, 5 желтых, 6 белых. Затем дети по очереди бросают игровые кубики и съедают выпавшее на кубиках количество хлопьев из ожерелья. Победителем становится тот, кто первый съест все ожерелье.
Игры на умножение для детей в возрасте 7–8-и лет
Дети в возрасте 7–8-и лет считают единицами, двойками, пятерками и десятками с помощью ритмических паттернов. Они узнают, что равные ряды называются множествами. Ваш ребенок также начнет понимать, что три группы из двух предметов это то же, что две группы из трех предметов, но выглядят они по-разному.
Лоток для кубиков льда – когда вы наполняете водой лоток для кубиков льда, используйте эту возможность, чтобы ребенок практиковал счет маленькими группами и знание множества. Попросите его посчитать, сколько кубиков льда вы собираетесь изготовить. Если он начинает считать каждую ячейку по одной, попросите его считать по количеству ячеек в каждом ряду – обычно ячейки идут по две в ряд.
Картонная упаковка для яиц – использование картонного лотка для яиц позволяет практиковать понятие множества и равных рядов. Используя фишки или изюминки в ячейках лотка, можно придумать разные результаты умножения.
Бусины или рисунки – используйте поделки как способ мотивировать детей осваивать счет маленькими группами и различать определенные повторяющиеся закономерности в их расположении. Собирайте листья в саду, нанизывайте бусинки. Вырезайте картинки из журналов и наклеивайте их в определенной последовательности, применяя принцип множества.
Кормление домашних животных – если у вас есть более одного животного, это прекрасно. Если вы хотите дать по два угощения каждому любимцу (собаке и кошке), сколько всего угощений нужно приготовить?
Игры на умножение для детей в возрасте 9–10 лет
Дети 9–10-ти лет находятся на этапе запоминания таблицы умножения и понимания того, как числовое выражение можно использовать для представления умножения. Они считают тройками, четверками, шестерками, семерками, восьмерками и девятками и учат таблицу умножения до 9×10. Это тот возраст, когда домашние задания на знание таблицы умножения становятся кошмаром.
Пение или рифмовка – изучение таблицы умножения с помощью пения или забавных рифм помогает тем ученикам, которые лучше воспринимают информацию на слух.
Вымышленные персонажи – таблицу умножения можно учить с помощью рисования, раскрасок или коллажей; попросите детей придумать разных фантазийных героев, которые соответствуют числовым выражениям, приготовленным вами. Например, 7 × 3, 7 × 5 – ваш ребенок рисует семь существ с тремя глазами у каждого и семь существ, у каждого из которых по пять рук! Это веселый и наглядный способ обучения.
Карточки с историями – расскажите детям забавную историю и попросите их записать соответствующие числовые выражения. Например, «Я искал место для парковки у торгового центра. Я проехал мимо 1, 2, 3, 4 и 5-го рядов, которые были заполнены машинами. Я обнаружил, что в каждом ряду стоит по 10 автомобилей. В шестом ряду я припарковался на последнее место. Числовое выражение должно быть такое: 6 × 10 = 60. Это развивает навыки устного аудирования и визуализации и помогает адаптировать математику к реальному жизненному опыту.
Игры на умножение для детей в возрасте 11–12 лет
Дети в возрасте 11–12-ти лет умеют умножать трех- и четырехзначные числа на однозначное число, а также умножают трехзначные на двухзначные числа. В этом возрасте требуется точное знание таблицы умножения, так как ученики должны иметь достаточный уровень автоматизма при умножении, что позволяет им перейти к овладению навыками решения задач.
В школе детям предоставляется много возможностей для написания числовых выражений (определенных алгоритмов). Многие ошибки в этом возрасте происходят не из-за неспособности ребенка понять математические принципы, а из-за неправильного написания алгоритмов и путаницы в столбцах и значениях. Вот почему в этом деле очень важны старательность и аккуратность.
Древовидные диаграммы – это отличный способ помочь детям представить возможности применения их знания умножения. Например, в кафе Иван может заказать бутерброд или ролл и выбрать в качестве начинки ветчину, курицу, салат вегетарианский или сыр. Сколько различных комбинаций есть у Ивана?
Повторение способов умножения — ученики, которые уверенно наизусть выучили таблицу умножения, могут столкнуться с проблемами на данном этапе умножения и, возможно, им потребуется вспомнить дома такие способы решения задач, как 14 × 6 это 10 шестерок плюс четыре шестерки.
Текстовые задачи и написание алгоритма – вам не стоит сидеть с ребенком за домашним заданием в течение длительного времени, особенно если он этого не хочет. Если ребенок отвергает вашу помощь, просто скажите ему: «Я задам тебе один вопрос и оставлю в покое, если ты правильно напишешь и решишь алгоритм. Используйте реальные жизненные контексты. Например, «В классе 28 детей, а параллельных классов 4. Стоимость путевки в школьный лагерь составляет 47 у.е. Сколько денег будет собрано, если путевки оплатят только 65 детей?». Такие вопросы, как этот, могут подсказать, с какой частью процесса ребенок не справляется.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки