Детям очень хочется быть лучше всех, быстрее всех, сильнее всех. И до определенного момента они такими себя и ощущают, пока находится в зоне комфорта под опекой родителей. Они чувствуют себя исключительными. Но ребенок подрастает, начинает общаться со сверстниками на детских площадках, идет в детский сад, затем в школу, и вдруг осознает, что у него не всегда получается быть «самым- самым»!
Наш разговор о дошкольниках и младших школьниках. Итак, одни дети, потерпев неудачу, огорчаются, но сравнительно быстро успокаиваются. Бывает даже, что неудачи могут мотивировать их делать новые попытки, пока не станет получаться намного лучше. Но есть дети, для которых неудача становится настоящим ударом. Они не в состоянии справиться со своими эмоциями, испытывают обиду, разочарование и даже злость. И поскольку они еще не умеют управлять своими эмоциями, то поражение может вызвать истерику, плач, в некоторых случаях злость и агрессию. Малыш может драться или ломать все вокруг.
Такую реакцию ребенка нельзя игнорировать. Задача родителей – научить ребенка принимать поражение и двигаться к успеху. Ели не сделать этого вовремя, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с социализацией в школе и во взрослой жизни.
Основные причины острой реакции детей на ошибки
Зависимость от похвалы старших. У многих родителей слово «Молодец!» по отношению к своему ребенку можно сравнить со словом-паразитом. Необоснованная похвала не приносит пользы, а делает ребенка зависимым от нее. Формальная похвала не стимулирует к совершенствованию и развитию, потому и не требует усилий для такого одобрения.
Особенная детская самооценка. Дети дошкольного возраста часто имеют завышенную самооценку. Вполне естественно, что в семье они чувствуют себя исключительными и самыми лучшими. Возможности объективно оценить свои возможности и таланты у них нет.
Пример родителей. Дети интуитивно стараются копировать поведение родителей. Если взрослые очень эмоционально и реагируют на свои неудачи, то ребенок перенимает такое поведение.
Гиперопека. Стремление создать вокруг малыша идеальный мир без проблем и поражений может нанести ему огромный вред: когда этот мир рухнет, он окажется не приспособленным к существованию в социуме. Задача родителей — знакомить чадо с объективной реальностью.
Сравнение с другими детьми. Когда ребенку постоянно ставят в пример достижения других детей, его стремление всегда побеждать может приобрести болезненную форму. А «конкурентов» он буквально возненавидит.
Завышенные амбиции родителей. У родителей стремление сделать своего ребенка лучшим может принимать нездоровую форму. Удовлетворяя свои личные амбиции, они с раннего детства прививают ребенку «комплекс отличника» и растят маленького перфекциониста. Ребенок очень болезненно переживает ошибки и неудачи, потому что боится, что родители перестанут им гордиться и любить его.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки