Если ввести в Гугл запрос «как развить речь ребенка», поиск выдаст вам множество статей о том, как использовать новейшие технологии для решения этой проблемы. Недавнее исследование, в котором приняло участие более 900 детей, показало, что дети, которые проводят много времени за экранами электронных гаджетов, испытывали различные задержки речевого развития (например, минимальный словарный запас или затрудненное использование речи для привлечения внимания). Электронная техника заменяет детям реальное взаимодействие с родителями, поэтому польза электронных устройств для здорового развития ребенка весьма сомнительна.
Исследования показывают, что важную роль в развитии речи играет окружение ребенка. Родители могут поддерживать это развитие, реагируя на попытки ребенка общаться, используя звуки и слова. Кроме того, чувствительное воспитание или удовлетворение эмоциональных и физических потребностей ребенка предполагает, что родители учат ребенка воспринимать то, что вы ему говорите, и выражать свои мысли и чувства с помощью речи.
Развитие языка происходит поэтапно: в младенческом возрасте ребенок произносит отдельные звуки, распознает имена и названия предметов; в 1-2 года ребенок откликается на свое имя, понимает простые вопросы; в 3 года его словарный запас достигает 1000 слов; в старшем дошкольном возрасте он может поддерживать разговор и использовать прошедшее и будущее время.
Когда ребенку 1 год, чем внимательнее мать к сигналам ребенка, чем больше и нежнее она с ним общается, тем лучше у ребенка развиваются речевые навыки. Когда ребенку исполняется 3 года, указания родителей больше влияют на развитие речи ребенка, чем на то, чтобы приучить его к дисциплине. Взаимодействие детей и родителей – это один из способов развить речевые навыки ребенка, для этого можно также использовать детские телепередачи и обучающие компьютерные программы.
Психологи не рекомендуют использовать электронные устройства для обучения детей до полутора лет. В возрасте 1,5 – 2 лет можно минимально использовать гаджеты, и только высококачественные обучающие программы. В возрасте 2 – 5 лет ребенку можно использовать электронные устройства не более 1 часа в день. Эти нормы соответствуют результатам исследований, которые утверждают, что реальное взаимодействие с родителями для маленьких детей гораздо важнее, чем технические средства. В трехлетнем возрасте происходит развитие познавательной сферы. Электронные устройства могут также этому способствовать, но только в том случае, когда родители контролируют этот процесс и обсуждают с детьми увиденное. Количество и качество взаимодействий между родителями и ребенком связано с тем, насколько у ребенка развита речь. Когда такое взаимодействие происходит в позитивном ключе, дети еще больше развивают речевые навыки и учатся быть взаимно вежливыми и любезными. Для развития речи важно говорить с ребенком и читать ему, но ключевым в этом процессе является позитивное и заботливое взаимодействие.
Когда речевые навыки ребенка развиваются нормально, это может принести пользу и в других сферах жизни. У детей, которые испытывают задержки речевого развития, часто возникают проблемы, связанные с взаимодействием с окружающими, поскольку они основываются на общении. Если ребенок отстает от своих сверстников в развитии речи, они могут не понимать указания учителей в школе, им также трудно подружиться с другими детьми. Это может вызвать у них недоверие к окружающим и низкую самооценку.
Если вы подозревает, что ваш ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, следует обратиться за помощью к специалисту. Это поможет наверстать упущенное и предотвратить проблемы с развитием в будущем.