Детские психологи и воспитатели детских садов все чаще утверждают, что современное дошкольное образование не учитывает особенностей детского развития. Программы обучения и вся система дошкольного образования препятствуют естественному обучению детей. Их учат вещам, которые находятся за пределами их возможностей и не соответствуют их возрасту.
С раннего детства система образования стремится сделать детей самыми лучшими и самыми выдающимися. Однако многие родители и воспитатели не видят в этом никакой проблемы.
Мы хотим, чтобы наши дети были успешными сначала в детском саду, затем в школе, а затем – во взрослой жизни. Но попытки найти правильный путь к успеху приводят нас к заблуждению. Многие думают, что в детском саду ребенок должен научиться читать, писать и освоить элементарные арифметические действия. Родители хотят, чтобы во время занятий воспитатели использовали раздаточные материалы и задавали домашние задания. Но для детей это не имеет большого значения.
Главным занятием для детей является игра. Они хотят использовать свои чувства для того, чтобы исследовать окружающий мир. Они пытаются выяснить, как устроены вещи и как их можно использовать. Для них весь мир – лаборатория, а для исследований им даже не требуется помощь взрослых. Родители это хорошо знают: они часто слышат от своих детей фразы «не мешай» или «я сам».
Благодаря игре дети развивают любовь к знаниям. Поначалу они сами управляют процессом своего обучения. Это важно для того, чтобы не прекращать учиться на протяжении всей жизни.
В идеальном мире и дети, и взрослые имели бы возможность учиться, познавая окружающий мир. Однако в реальности большинство знаний они получают, слушая лекции и заучивая их содержание. Но это не развивает у них навыков критического мышления. «Слишком много фактов и мало концептуализации, слишком много запоминания и мало мышления» — так характеризуют современную систему образования психологи.
Дети, из которых пытались вырастить гениев, в студенческом возрасте страдают от недостаточно развитых навыков решения проблем. Причиной этому психологи называют тот факт, что в детском саду воспитатели слишком много внимания уделяли их обучению и слишком мало позволяли играть. Дети упускали возможность через игровую деятельность развить настойчивость и упорство – навыки, которые чрезвычайно важны в процессе дальнейшего обучения и развития мозга.