Содержание:
И как не отбить желание
Елена Башкова
Колумнистка
Я для себя сразу решила — книгам в жизни детей быть. Хорошим, разным и в большом количестве. Банальные истины о том, что они лечат душу, развивают воображение и речь, повторять не хочется. Да и зачем? Я знаю, что литература подарила лично мне и хотела бы поделиться этим со своими сыновьями, которых у меня двое — протестных пятнадцати лет и спокойных девяти.
Конечно, сказать, как известно, легче, чем сделать. Так что путь к книгам у моих детей не был усыпан розами, но я до сих пор уверена, что оно того стоило. Пусть теперь мне и приходится иногда гонять старшего, засиживающегося до ночи с книжкой Лукьяненко и выслушивать сбивчивый пересказ понравившегося младшему произведения. Обычно понять, кто там главный герой, кто второстепенный и о чем вообще книга, бывает непросто.
Однако так было не всегда.
Всему свое время
У каждого свой опыт. У меня так даже два. И оба учат меня тому, что ориентироваться нужно на детей, подбирая к ним персональные ключи. Со старшим помогла дисциплина и стабильность.
Стабильно с четырех его месяцев читала я ему детские книжки. Конечно, неразумный младенец вряд ли что-то понимал, но, думаю, его успокаивал и баюкал мой тихий голос, поэтому против такого досуга он никогда не возражал. Позднее, когда немного подрос, сам требовал почитать.
Где-то с его трех лет я, воспользовавшись опытом Шахерезады, читала ему перед сном намеренно длинные произведения, останавливаясь на самом интересном месте. «А что было дальше, мы узнаем завтра», — голосом старухи-рассказчицы из сказок Роу говорила обычно, захлопывая книжку.
С младшим этот номер не прошел — даже в младенчестве он бурно реагировал на любые попытки познакомить его с творчеством детских писателей, позднее же просто скучал, зевал и отвлекался.
Но, что интересно, читать самостоятельно в итоге отказались оба ребенка, предпочитая даже лучшим книгам компьютер и телевизор. Но я не сдавалась. Так, для старшего сына было введено правило «обязательного чтения». Он должен был прочитывать в день «энное» количество страниц. Поначалу дело шло туго, но вскоре я обнаружила, что напоминать о книге больше не нужно.
Теперь же я и вовсе талдычу о пользе сна для растущего организма и его преимуществах даже по сравнению с высокой литературой. Что до младшего, то сначала я от него отстала, а потом, когда техника его чтения позволила читать интересные произведения, объяснила, что десерт всегда идет за основным блюдом. Посему любые гаджеты возможны только после свидания с книжкой. Выбор вроде бы есть, но именно «вроде бы».
Отсюда можно сделать как минимум три вывода:
Время на «почитать» нужно выкраивать в первую очередь самим родителям. Не имея хорошей техники чтения, ребенок часто попадает в ловушку — с одной стороны, доступные ему физиологически книги он уже перерос, а те, которые могут вызвать его любопытство, трудны для самостоятельного чтения. В это время помощь родителей крайне важна.
«Жвачка для мозгов» всегда вкуснее. Это естественно. Редкий взрослый предпочитает книгу сериалу или ток-шоу.
Что уж говорить о детях. На мой взгляд, ограничивать и регламентировать время, проводимое перед экраном телевизора или монитора компьютера, можно и нужно. Как ребенок будет распоряжаться оставшимся, зависит от родительской интуиции. Одним детям нужны строгие рамки и правила, для других следует создать иллюзию выбора.
Нельзя отчаиваться. Не сразу, но все получится. Главное — не давить, но и не опускать руки. В конце концов, мир литературы так увлекателен и разнообразен.
Репертуар имеет значение
Иногда дело не в том, что ребенок не хочет читать, а в том, что он не хочет читать предложенное родителями. Я долго не могла этого понять, поэтому старательно подсовывала старшему «правильные» книги. Он вежливо проглатывал их, а сам посматривал в сторону фантастики. Я этот жанр не жалую, поэтому на то, чтобы смириться с выбором ребенка, мне потребовалось время.
А ведь именно это противоречие могло стоить моему сыну любви к книгам. Прекрасная иллюстрация — изучение классической литературы в школе. Несвоевременная подача в большинстве своем замечательных произведений является причиной, по которой огромное число наших соотечественников лишили второго шанса Чехова, Толстого и Тургенева, занеся их в «черный список».
Не так важно, какие книги считаете достойными именно вы, главное — мнение на этот счет самого ребенка. Тем более что хорошие книги сегодня можно отыскать в любом жанре.
Надежным союзником в нашем деле школа все же может стать. Мне она очень помогла списком обязательной литературы, выдаваемой на лето. Договорившись с учителем, я разрешила младшему самому выбирать, что ему читать, при условии, что он это будет делать регулярно и обязательно.
Задача родителей — обеспечить разнообразный выбор. К примеру, мой старший и в руки книгу не возьмет, если там не будет волшебства и приключений, а младшего привлекают произведения о жизни.
В итоге один фанатеет от «Властелина колец», «Гарри Поттеров» и «Дозоров», а второго за уши не оттащишь от «Вити Малеева в школе и дома», «Денискиных рассказов» и «Тимура и его команды».
Я же считаю своим долгом регулярно поставлять им достойные произведения, знакомя и знакомясь с современной литературой в том числе.
Список книг, которые понравились обоим моим детям:
«Принц из страны облаков»
Кристоф Гальфар
Возраст: 7–10 лет
Приключенческий роман от ученика и соавтора Стивена Хокинга. Множество научных фактов, изложенных в доступной для детей форме. Единственный недостаток — отсутствие продолжения, которое очевидно просится. Это главное разочарование и повод ждать выхода следующей книги.
Трилогия о Джордже
«Джордж и тайны Вселенной», «Джордж и сокровища Вселенной», «Джордж и Большой взрыв»
Люси Хокинг, Стивен Хокинг, Кристоф Гальфар
Возраст: 10–11 лет
Это история о космических приключениях Джорджа и его друзей. Увлекательное произведение и настоящий учебник по физике и космологии. Из трилогии дети узнают, что такое черные дыры, квазары, астероиды, галактики, параллельные вселенные и многое, многое другое.
«Дающий»
Лоис Лоури
Возраст: старше 11 лет
Лучшая антиутопия для детей, которую мне доводилось читать. В США эта книга входит в программу школьного обучения. Это произведение объясняет детям, зачем человеку боль и страдание, и как важно, впервые столкнувшись с ними, не покинуть этот мир, который на самом деле раскрашен самыми разными красками.
Здесь нет внешней борьбы и насилия. Все сражения случаются во внутреннем мире главного героя. Впрочем, именно так чаще всего и происходит в реальной жизни. Автору удалось, заглянув в душу подросткам, простым и доступным для читателя языком рассказать о свойственных их возрасту метаниях и страданиях.
«Я не верю в монстров»
Луис Сашар
Возраст: 11–14 лет
Книга о том, как важно уметь видеть в людях хорошее. О том, что даже взрослые, не говоря о детях, судят о человеке по его поступкам, не задумываясь об их причинах. А еще о том, как вера и дружба могут сотворить чудо. Одним словом, о том, о чем нам всем известно еще со времен «Крошки Енота»: о том, что от улыбки хмурый день светлей.
Весьма жизнеутверждающее и позитивное произведение, которое учит детей не судить людей строго и понимать, что каждый человек — сложная личность, в которой господь намешал всякого.
«Времена всегда хорошие»
Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б.
Возраст: старше 11 лет
Эту книгу я и сама прочла с огромным удовольствием, ведь она льет ностальгический бальзам на родительскую душу. В этом произведении девочка из 2018 года попадает в 1980, а ее место занимает мальчишка-пионер. Во мне роман разбудил немало воспоминаний, а моим детям было интересно познакомиться с миром, в котором росли их родители. Итоговый вывод авторы вынесли в заголовок — не важно, в какое время ты живешь, важно кем являешься и какие уроки извлекаешь из сложных жизненных ситуаций.
«Чудо»
Р. Паласио
Возраст: 12–15 лет
Замечательное произведение о дружбе, предательстве, подростковых комплексах и о том, как трудно быть не таким, как все. Герой «Чуда» Август перенес двадцать семь операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся генетической ошибки у него нет лица. Всю начальную школу он учился дома, и вот теперь должен пойти в пятый класс самой обычной школы к самым обычным детям. Но, конечно, все в итоге будет хорошо, ведь главное (по крайней мере в детских книгах) это не то, как человек выглядит. Главное — его внутренний мир.
Впервые текст был опубликован 26 июня 2017 года.