Личная территория – это та небольшая область, которая тесно окружает наше тело и обладает невидимыми границами, это то, что мы часто хотим сохранить только для себя. Вы можете измерить ваше личное пространство, если расставите руки или вытянете их перед собой, и вот это пространство между телом и рукой и является вашим личным. Когда кто-то, кого вы не знаете, входит в ваше личное пространство, вы можете чувствовать себя некомфортно или чувствовать, что эти границы нарушаются. Но если член вашей семьи или близкий друг обнимает вас или держит за руку, тесно соприкасается при общении, вы можете чувствовать себя в безопасности.
Личное пространство новорожденного
Для новорожденного личного пространства как такового не существует, поскольку он не ощущает границы между собой и другими, и в течение первого месяца жизни малыши еще не знают, что обладают собственным телом, отличным от других людей.
Но между вторым и шестым месяцами ребенок начинает замечать, что он и мама – это разные объекты, и это осознание – одно из первых удивительных открытий: есть граница между собой и другими. Именно по этой причине малыши могут отчаянно страдать, если мама или тот, кто за ними ухаживает, исчезают из их поля зрения. Но именно благодаря этому опыту разделения дети в возрасте от шести до восемнадцати месяцев постепенно начинают признавать себя как личность, которая отличается от других, и выделять свое собственное личное пространство.
Трехлетний ребенок: возрастные изменения
К трем годам дети уже достаточно хорошо умеют держать дистанцию в отношении взрослых, которые не являются близкими. Для детей этого возраста уже важно, чтобы другие признавали их личную территорию. Кроме того, развивается чувство собственности («это моё!»), которое позволяет им ограничивать доступ других в свое личное пространство.
Исследования показали, что для мальчиков это более важно, чем для девочек, их личное пространство больше. И все дети уже умеют различать разные ситуации и варьировать свое личное пространство – например, в зависимости от того, игра это с друзьями на площадке или визит к врачу.
Помогаем ребенку изучить правила личного пространства
Понимание личного пространства и уважение чужого личного пространства являются необходимыми социальными навыками для ребенка. Трудности в понимании и освоении этих навыков могут стать для ребенка серьезной проблемой в детском саду или в школе.
Стоит обратить внимание, если ребенок:
боится подойти близко к доске в школе, к столу учителя, к воспитателю;
садится за стол слишком близко к другим детям;
на детской площадке стоит слишком далеко от других и не может нормально участвовать в игре;
в саду садится далеко, когда воспитатель читает книжку, занимается с детьми.
Для того чтобы помочь ребенку усвоить правила личного пространства, родители могут организовать для него несложное обучение:
вытянуть руки и показать, что такое личное пространство;
обсудить с ребенком, в каких случаях и с кем ему комфортнее быть ближе, дальше;
показывать на фотографиях, что такое пространство между людьми, какое расстояние можно считать уместным, а какое нет («он стоит слишком близко», «этому мальчику, по-моему, неудобно»);
пояснять ребенку, почему важно уважать свое и чужое личное пространство, создать для него правила, например, никогда не входить в чужой дом, комнату без разрешения или никогда не трогать личные вещи другого человека без его разрешения.
Повседневная жизнь дома
Ребенок нуждается в своем пространстве, даже если он делит комнату с родителями, братьями и сестрами. Он нуждается в своем личном материальном окружении (одежда, игрушки, деньги). Ему нужна уверенность в том, что это не будет использоваться кем-то другим без его согласия.
Полезно стучать в дверь и ждать ответа, приглашения, если вы хотите войти в комнату, где живет ребенок (занимается, играет), начиная с его 5-6 лет, так же как и его надо приучать поступать так по отношению к другим детям и взрослым.
Для этого родителям необходимо организовать позитивное и эффективное учебное, игровое личное пространство вокруг ребенка:
при отсутствии достаточного места используйте кровать-чердак, модульные системы, создавая личное пространство для ребенка;
оставьте на столе и в столе ребенка то, что ему принадлежит, но только то, что поможет ему сосредоточиться на его интересах, увлечениях, учебе;
обеспечьте ребенка удобным, эргономичной формы стулом из натуральных материалов, а также хорошим освещением;
приучите ребенка содержать свою мебель в порядке, предоставьте ему все необходимые папки для хранения;
повесьте доску около стола, на которую можно вывешивать рисунки, сертификаты, оценки, отчеты, словом все, что отображает его достижения и планы;
предложите ребенку подписать то, что ему хочется, то, что ему принадлежит, например, повесить рисунок с именем ребенка на кровать, на шкафчики, повесить фотографии, которые ему нравятся.
Таким образом, у ребенка создается безопасное место, личная территория, где он может играть, думать, выражать свои чувства, созидать.