Детство это не гонка
Журналистка, колумнистка
Многие семьи считают важным как можно раньше научить ребенка читать. Это объясняется многими причинами: кто-то видит в этом показатель высокого интеллекта, кто-то сам рано взялся за книги, кому-то не дает покоя соседка, у которой поедающий козявки малыш в четыре года читает на горшке Льва Толстого.
В то же время основная ведущая деятельность для ребенка трех-семи лет — игровая. Это значит, что именно в форме свободной игры он лучше всего развивается и познает мир. Обучение чтению отнимает время от свободной игры и идет вразрез с естественными потребностями.
Будущая гениальность ребенка — в том числе как гуманитария — зависит не от того, когда он научился читать, а от того, насколько развита его фантазия и воображение.
Ролевые игры и окутанный ими детский мир фантазий — самое важное, что есть в развитии ребенка до школы.
Еще одна проблема, связанная с ранним обучением чтению, состоит в том, что до семи лет отделы мозга, которые отвечают за распознавание букв, еще незрелы. И если они активно вовлекаются в работу, это идет в ущерб других отделов мозга, в том числе тех, что отвечают за образное мышление и социальные связи. Таким образом, высокое развитие отдельных навыков (чтение и математический счет) достигается за счет общего понижения интеллекта или навыков общения.
Безусловно, есть одаренные дети, которые сами по себе стремятся проводить время с книгами, мгновенно запоминают алфавит и быстро начинают складывать буквы между собой. Разумеется, не стоит стоять на дороге у таланта и противодействовать их желанию читать.
Многие путают одаренность с обученностью, когда одержимость книгами это не результат личной склонности, а итог планомерной работы родителей.
В таком случае имеет смысл переключить малыша на более подходящие возрасту активности. Пускать мыльные пузыри, строить дом для динозавров, скакать через лужи, представляя, что это моря и океаны — вот он, тот самый волшебный мир детства.
Для того, чтобы научиться читать, у вашего ребенка будет целый год подготовки к школе и первый класс. По итогу, как правило, навыки работы с текстом одинаковые и у тех детей, которые читают с раннего возраста, и у тех, кто научился этому, сидя за партой.