Человек может родиться по счастливому стечению обстоятельств, но не может родиться счастливчиком. Старая пословица гласит: «Каждый человек кузнец своего счастья». И кует он его строго определенным образом, придерживаясь определенных принципов, которыми руководствуются многие удачливые люди, даже не осознавая этого. И все же можно усилить свое везение, сознательно его практикуя.
Эта статья поможет разобраться в том, как люди становятся удачливыми, и как родители могут обучить детей навыкам, необходимым для счастливой и успешной жизни.
Учите детей увеличивать свои шансы
Одним из факторов, которые отличают счастливчиков от неудачников, является умение создавать, замечать и использовать новые возможности. Итак, существуют три основных способа увеличить шансы нашего везения, и мы должны обучить им наших детей.
1. Учите детей приобретать новых друзей и поддерживать отношения со старыми
Удачливые люди создают и поддерживают множество социальных связей. Ведь большинство счастливых возможностей приходит к нам от других людей; отсюда следует, что с чем большим количеством людей мы знакомимся и взаимодействуем, тем больше у нас будет удачи. Вот что делают счастливчики:
Они хорошо умеют выстраивать надежные, длительные и прочные отношения с людьми. Мы тоже можем обучить детей навыкам, необходимым для создания крепких социальных связей, демонстрируя их на собственном примере.
Удачливые люди обладают свойствами «социального» магнита – они притягивают к себе окружающих. Люди находят их привлекательными и интересными в основном благодаря их языку тела и выражению лица. Везунчики улыбаются вдвое чаще, чем неудачники, и гораздо лучше поддерживают зрительный контакт. Их язык тела теплый и открытый: они не скрещивают руки, часто показывают раскрытые ладони. Родителям важно научить детей быть открытыми с людьми, поддерживать зрительный контакт и улыбаться окружающим, и тогда дети будут гораздо увереннее взаимодействовать с другими людьми.
Удачливые люди разговаривают с незнакомцами. Мы постоянно учим детей тому, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Но хитрость заключается в использовании дифференцированного подхода – в том, что нужно научить детей общаться с новыми людьми тогда, когда это безопасно, и избегать общения, если их безопасность находится под угрозой. Безопасные незнакомцы: новые дети в школе, новые учителя или другие совершенно безопасные взрослые из круга общения папы с мамой. Небезопасные незнакомцы: неизвестный мужчина, который преследует ребенка по дороге из школы домой или заманивает чем-то, предлагая пойти куда-то или сесть к себе в машину. Существует большая разница между этими категориями людей, и дети зачастую чувствуют ее инстинктивно. Удачливые люди приветствуют незнакомцев в кафе, разговаривают с людьми в очередях, общаются с соседями в самолете. Если мы будем моделировать такое поведение, наши дети тоже будут его повторять.
Все это повышает для детей вероятность знакомиться с большим количеством людей, и, соответственно, вероятность появления удачных возможностей, которые они могут с успехом использовать.
2. Учите детей быть открытыми для новых впечатлений и жизненного опыта
Счастливчики любят все новое: людей, впечатления, продукты питания, задания или способы выполнения каких-либо дел. Родители придирчивых в еде детей знают, что малыши стремятся к постоянству и однообразию. Однако когда мы привносим что-то новое и меняем установившийся уклад жизни, мы повышаем количество случайных и счастливых возможностей.
Мы можем научить детей справляться с переменами в их жизни (и в конечном итоге принимать их), проявляя оптимизм, вовлеченность и живя сегодняшним днем. Развитие творческого потенциала также помогает малышам совершенствовать этот важный навык. В современном постоянно меняющемся мире способность извлекать максимум пользы из перемен – это тот навык, который всегда будет востребован у детей!
3. Учите детей расслабляться
Оказывается, что, идя по жизни легко и беззаботно – в расслабленной, доброжелательной манере – мы не только становимся счастливее, но и удачливее. Расслабленное состояние помогает нам быть настроенными на окружающие нас возможности.
С другой стороны, стресс делает нас невнимательными и ненаблюдательными. Люди, которых вводили в состояние тревоги в рамках эксперимента, теряли способность замечать детали, даже те, которые находились непосредственно в их поле зрения.
Когда мы расслаблены, то способны замечать благоприятные возможности, которые предоставляет нам жизнь. Например, некоторым людям свойственно удивительное «парковочное чутье»: кажется, что их всегда ожидает удобное место на любой стоянке. Всегда. Вероятно, это можно объяснить их расслабленной натурой: ведь не чудо же дает им лучшие места, но они сами достаточно расслаблены, чтобы замечать их.
В современном быстро меняющемся мире обучение детей расслабленности может оказаться трудной задачей, особенно если мы сами не умеем показывать им подходящий пример. Старайтесь снижать жизненный темп и практиковать легкость восприятия и вовлеченность в настоящий момент, живите здесь и сейчас, и обучайте этому своих детей.