Ваш ребенок пришел домой с неудовлетворительной оценкой за контрольную работу? В таком случае ее можно расценивать двояко: оценка может отражать отсутствие у ребенка понимания или же неудавшуюся педагогическую попытку учителя. Дети ведь имеют различные стили обучения, а педагоги — различные методики обучения, поэтому очень сложно определить, на что конкретно в данном случае указывает плохая оценка. Но, независимо от того как вы определили ее для себя, разве «неудача» не является неотъемлемой частью процесса обучения — в классе или за его пределами?
«Двойка» не всегда свидетельствует об отсутствии понимания материала. Иногда к неудовлетворительной оценке приводит не сделанное домашнее задание или отсутствие энтузиазма в отношении предмета или учителя, преподающего этот предмет. Возможно, ваш ребенок, как и многие другие школьники, просто в определенное время сделал не очень удачный выбор: он отложил на позже подготовку к экзамену или отсрочил начало работы над сочинением. Вы как родитель, можете в такой ситуации поступить мудро и позволить ему претерпеть неудачу, чтобы извлечь урок на своем «горьком опыте».
Очень желательно, если вы воспользуетесь таким способом реагирования как наилучшим, хоть родители и редко считают его чем-то правильным. Детям полезно учиться на ошибках, но они не всегда способны принять это, так как глядя на оценку думают о том, как она повлияет на их статус отличника или о том, что дома их будут ждать рассерженные родители.
По возможности, необходимо превращать полученную неудачу в положительные впечатления от обучения. Например, детям можно объяснить ситуацию следующим образом. Очень часто, чтобы что-то построить, приходится сталкиваться с различными сложностями. И вероятно, что «кирпичики» нашей постройки (процесс обучения детей) могут надкалываться или ломаться, но строительство — это же и есть тот процесс, когда что-то можно сломать, обтесать, разобрать и перестроить, чтобы в итоге наше сооружение стало прочным. В результате дети принимают такой взгляд, причем не только потому, что это веселее для восприятия, но и потому что на них уже не оказывается академическое давление.
Однако родителям все равно тяжело позволить своим детям претерпеть неудачу. Вот небольшие рекомендации для того, чтобы спокойно понять, так ли это страшно, если ваш ребенок оказался на грани провала или уже получил ту оценку, которой больше всего боялся.
Попросить объяснений. Если ваш ребенок не понимает исправлений учителя, сделанных красной пастой, он должен непременно попросить объяснить ему эти нюансы. Если сейчас на данном этапе ребенок не получит руководства и тематических инструкций, это может негативно сказаться на его дальнейшем обучении. В зависимости от реакции сверстников, собственной самооценки, системы поддержки и обратной связи, получаемой от взрослых, дети могут расценить свой провал, как что-то крайне негативное. Поэтому они нуждаются в инструкциях и коррекции, чтобы знать, как воспринимать ошибки или отсутствие успешного результата, с какой позиции смотреть на них, а также, чтобы узнать, как в следующий раз все исправить и выполнить задание лучше.
Поддержите положительные стороны. Лучшее, что родитель может сделать, это выслушать, разобраться и подчеркнуть позитивные моменты случившегося, даже когда ребенок получает самую низкую оценку. Поощряйте ребенка рассматривать новую информацию как полученную мудрость. Лучше подойти к школьным неудачам не с позиции формулировки «ты не сдал контрольную», а «ты просто не был подготовлен к этой контрольной». В любом случае, намного проще будет признать, что это было результатом какого-то бездействия, а не особенностями характера или негативом в ребенке.
Вознаграждение за принятие риска. Ваш ребенок может получить «двойку» на контрольной, потому что попытался что-то сделать и это не сработало – но он попробовал, рискнул. Вообще, несколько парадоксально, что в нашей системе школьного образования детей учат избегать каких-либо ошибок, а ведь это те риски и неудачи, которые позже принесут самые лучшие дивиденды или же ценные уроки. Если ваш ребенок для школьного исследования выбрал какую-то трудную тему или начал свое сочинение со слишком смелого введения и в итоге потерпел неудачу, признайте его попытку как прекрасный шанс попробовать что-то новое.
Не отмахивайтесь от вопроса, который кажется вам не важным. Ответьте на вопросы вашего ребенка, даже если они звучат как-то тривиально и кажутся очень простыми. Мы думаем совсем не так, как дети, поэтому должны быть готовыми принимать и приспосабливаться к их стилю обучения. Если ваш ребенок перестанет быть любознательным, он может почувствовать себя обескураженным и даже «глупым». Поэтому всегда старайтесь поощрять его здоровое любопытство, будь то относительно школьных занятий или чего-то другого.
Оцените ситуацию. Попросите учителя показать вам тематику заданий уже засчитанной контрольной, с которой ваш школьник не очень хорошо справился, а затем спросите, понимает ли сейчас ваш ребенок суть того прошлого задания. Если этот тип задачи он и дальше продолжает решать с ошибкой, значит, он так и не понял смысл. Но, следует учесть, что есть такие ученики, которые просто не очень хорошо воспринимают и справляются с тестовыми заданиями, при этом знают предмет лучше, чем кто-либо в классе. Каждый школьник уникален. Иногда ребенок просто использует в обучении неправильный материал или не знает, как изучить ту или иную тему (или подойти к определенному типу тестового задания).
Обратите внимание на то, что происходит за пределами класса. Внешние факторы могут привести к снижению трудоспособности и результативности у детей. Такими факторами могут быть тревожность относительно предстоящего теста или контрольной, недостаток или отсутствие сна, болезнь, стресс, внутреннее напряжение, изменения в привычном порядке событий в семье или смерть близкого человека. Не думайте, что ваш ребенок имеет какой-то особый иммунитет к какому-либо из перечисленных факторов.