Родители согласятся, что уборка в конце веселого игрового дня занимает первое место в списке: «Что я не люблю делать» у дошкольников. И в основном, бремя устранения хаоса ложится на маму (реже – папу). На самом деле дети быстро обучаются базовым навыкам, которые помогут поддерживать порядок в доме. Вот некоторые рекомендации от воспитателей Sun School.
Как научить ребенка порядку
В каком возрасте можно научить ребенка убирать игрушки? Как вообще начать и что делать, когда дети не хотят помогать убираться? Это вопросы, которые мы часто слышим, когда помогаем нашим родителям разрабатывать индивидуальные стратегии для малышей.
Начните с моделирования желаемого поведения. Малыши любят повторять все действия за взрослыми. Поэтому, когда он будет готов перейти от игры к чему-то новому, попросите: «А сейчас мы соберем игрушки». Затем уберите несколько предметов и попросите его присоединиться.
Маленький мальчик занимается уборкой
Итак, прежде чем приступить к воспитанию новой привычки, проверьте по этому чек-листу некоторые важные моменты:
1. Чтобы ребенок мог разложить все по местам, проверьте, есть ли в квартире эти самые «места»
От игрушек до обуви, вплоть до зубной щетки. Убедитесь, что у всего есть определенное место в вашем доме, что дети знают, где это находится. Наклейте съемные этикетки с картинками на ящики и корзины, чтобы дети знали, куда что девается. Пусть ребенок нарисует или вырежет из журналов изображения определенных вещей. Под картинкой аккуратно напишите название предмета (отличное запоминание слов для тех, кто учится читать). Когда у всего есть законное место, намного легче делать уборку.
2. Время уборки не должно быть слишком велико
Нет ничего более ошеломляющего, чем пол, усыпанный горой игрушек. Даже взрослые не знали бы, с чего начать. Дайте им 5 минут на уборку, затем переходите к другому заданию. Или начните с одной половины игровой комнаты, а позже попросите вернуться к другой.
3. Тщательно выбирайте слова
Не говорите просто «убери». Вместо этого попросите: «Сначала собери машинки, а потом книжки». Разбивая работу малыша на маленькие задачи, поможете ему справиться с, кажущейся бесконечной, рутинной задачей.
Игрушки, разбросанные на полу комнаты
4. Объясните, для чего нужна уборка
Для вас это очевидно, но для дошкольника уборка – избавление от удовольствия. А кто захочет это делать? Расскажите, что если игрушки не убраны правильно, кто-то может споткнуться и пораниться, или могут потеряться детали – тогда играть с ней в следующий раз будет не так весело.
5. Превратите наведение порядка в игру
Если малыши регулярно слышат, как вы ворчите и жалуетесь, когда загружаете посуду в посудомоечную машину или подметаете пол, они будут думать, что уборка – скучное занятие, которого следует избегать любой ценой.
Большинство детей гораздо охотнее участвуют в игре: «Кто уберет больше игрушек до того, как прозвенит трехминутный таймер?». Чем откликаются на мамино усталое: «Ну-ка убери этот беспорядок прямо сейчас».
6. Придерживайтесь правил
Скажите, что отныне каждый день перед ужином комната должна быть чистой. Объясните, что вы приняли новые решения относительно уборки и хотите поделиться ими, чтобы все знали, чего ожидать. Некоторые родители говорят детям, что разбросанные игрушки спрячут или отдадут. Решите для себя, насколько суровыми хотите быть, но тогда доводите дело до конца, иначе ребенок не воспримет вас всерьез.
Девочка вместе с мамой застилает постель
Дети могут разнести комнату с вещами, книгами и одеждой за меньшее время, чем нам нужно, чтобы приготовить чашку кофе. Поэтому проблема: как приучить малыша убирать за собой игрушки будет актуальна уже, примерно с 10-ти месячного возраста.
Помните: хотя в краткосрочной перспективе проще самим убрать за ребенком, очень важно развить у него чувство ответственности, осознание того, что можно разобраться с беспорядком. Ребенок, лишенный возможности заниматься обыденными, неприятными задачами – вырастает с пониженной самооценкой, нерешительным. В то время как малыш, успешно справляющийся с такими поручениями, выходит во взрослую жизнь уверенным в себе, человеком.