Когда ребенок чем-то напуган, родители чаще всего стремятся увести его от источника опасности. Это имеет смысл, если ребенка испугало что-то действительно опасное (например, если на улице он увидел бездомную собаку или переходит дорогу с оживленным движением), так как научит ребенка в будущем распознавать то, что представляет опасность.
Но как быть, если ребенок испугался чего-то абсолютно безобидного (например, пролетающего самолета, спать самому в комнате или идти в школу)? Что, если тревоги не дают ребенку достигать жизненных целей или просто жить полноценной жизнью?
Можно помочь ребенку избежать всех источников страха, и от этого он почувствует облегчение. Однако это облегчение временно. На самом деле, потакание детским беспокойствам укрепляет страх в долгосрочной перспективе. В таких ситуациях дети усваивают, что они не способны сами справиться со своими тревогами и что им действительно что-то угрожает, если они чувствуют страх.
Но как родителям правильно вести себя в подобных ситуациях? Многие родители хотят научить ребенка храбрости в ситуациях, вызывающих у него тревогу и страх. Рассмотрим, что можно для этого сделать.
Показывайте ребенку пример храбрости
Видеть, как ребенок страдает, для родителей бывает невыносимо, при этом они сами испытывают не меньшую тревогу. Следует помнить, что родители являются для ребенка главным примером для подражания. Поэтому, если вы будете демонстрировать храбрость в присутствии ребенка, скорее всего, он последует вашему примеру.
Показывая ребенку храбрость на собственном примере, вы можете также признавать его чувства и проявлять эмпатию. Например, скажите ребенку: «Я понимаю, что ты нервничаешь из-за того, что завтра в первый раз пойдешь в школу. В первый день может быть трудно». Если позволить ребенку свободно выражать беспокойство, он быстрее обретет уверенность в себе.
Ребенок учится храбрости и спокойствию, когда наблюдает за вами в различных ситуациях. Например, когда в магазине вы просите продавца помочь вам или когда вы сохраняете спокойствие в машине, стоя в пробке или опаздывая на важную встречу.
Выясните причину беспокойства
Беспокойство и тревога ребенка могут передаваться всем членам семьи и в дальнейшем вызывать стресс. Иногда стресс родителей может выражаться в ненамеренном обвинении («Ребенок не может есть в школе, потому что беспокоится»). Такие утверждения косвенно предполагают, что ребенок виноват в том, что он беспокоится. Изменяя свои утверждения («Из-за беспокойства ребенку трудно есть в школе»), вы признаете, что беспокойство вызвано внешними факторами, и ребенок в них не виноват.
Посмотрите своим страхам в лицо
Главное правило избавления от беспокойства (а также главное правило когнитивно-поведенческой психотерапии) – это проживание своего страха. Иными словами, вам необходимо посмотреть вашим страхам в лицо. Это может показаться парадоксальным, но, пребывая в ситуации, вызывающей у нас тревогу, мы должны оставаться в ней, а не избегать ее. Тогда постепенно наша тревога уменьшается. Так мы учимся справляться с отрицательными эмоциями.
Сталкиваясь лицом к лицу со своими страхами, ребенок усваивает, что исход ситуации может быть не таким страшным, как ему представлялось. Например, ребенка тревожит разлука с родителями. Если его оставлять одного сначала на короткий срок, а потом – на более долгий, он поймет, что его опасения не оправдались (ничего плохого не случилось ни с родителями, ни с ним самим). Также ребенок поймет, что его тревога – временное явление, ослабевающее с каждым новым разом.
Используйте позитивное подкрепление
Чтобы мотивировать ребенка смотреть в лицо страхам, родители могут поощрять его попытки сделать это. Позитивное подкрепление означает поощрение (похвалу, положительную оценку или материальное поощрение) в случаях, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение. Это мотивирует ребенка демонстрировать такое поведение и в будущем.
Позитивное подкрепление может быть выражено в разных формах – например, в виде словесной похвалы. Это особенно эффективно, когда вы искренне восхищаетесь поведением ребенка, акцентируете внимание на том, что именно вам понравилось и выражаете похвалу сразу же после того, как ребенок совершил желаемый поступок (например, «Ты молодец, что первый заговорил с незнакомым тебе человеком», а не просто: «Молодец»). Так ребенок сможет понять, что именно в его поведении вам понравилось. Все усилия ребенка, которые он прилагает к тому, чтобы встретиться со своими страхами, достойны похвалы.