Содержание:
На что обратить внимание
Анна Баскакова
Психолог
Для начала нужно разобраться, что такое стресс и различается ли он у детей.
Итак, стресс — состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).
Есть два вида стресса:
Эустресс — стресс, вызванный положительными эмоциями, несильный стресс, мобилизующий организм. Наверняка у вас такое было: вы классно провели время в гостях, на отдыхе, но к вечеру поведение вашего ребенка изменилось в негативную сторону — крики, плачь, истерики.
Это результат больших впечатлений, эмоций, и ребенок, не имея опыта пережить данное, демонстрирует свою усталость именно таким способом.
Если такая ситуация не повторяется из раза в раз, то, скорее всего, данный вид стресса будет полезным — ребенок научится адаптироваться к подобным прогулкам в гостях.
Ну, в общем, эустресс — это тот стресс, который позволяет мобилизоваться внутренним силам организма, чтобы сделать какой-то рывок в развитии, преодолеть какие-то неудобства, он позволяет психике, организму сделать шаг вперед. Адаптироваться там, где ни разу не был, проявить новые качества, новое поведение, новый навык. Он способствует развитию.
Дистресс — негативный тип стресса, с которым ни психика, ни организм не в силах справиться. Он подрывает психическое и физическое здоровье человека. От такого типа стресса страдает имунная и нервная система.
Как распознать негативный тип стресса у дошкольника?
У ребенка меняется привычное поведение
Очень активный, непоседливый ребенок вдруг проявляет необычное спокойствие с оттенками усталости и пассивности. А обычно спокойный и покладистый ребенок вдруг становится как малыш — не слезает с рук мамы, требует проводить все время вместе и становится очень плаксивым — по поводу и без.
Изменения в работе организма
Как правило, тело не врет. И всегда при стрессе у ребенка ухудшается аппетит или, наоборот, появляется жор, может внезапно появиться понос, нарушается сон, могут появиться ночные страхи при засыпании, тревожный сон, энурез, начинается сосание рукава. Да, да, шестилетка ходит и сосет рукав своей кофты.
При более сильном проявлении стресса может внезапно подняться температура, скрутить живот и при этом нет поноса, ребенок может начать грызть ногти, заикаться и прочее.
Неожиданные проявления агрессии
Игры вдруг стали более агрессивными, драчливыми, ребенок стал использовать грубые обидные слова, проявляет агрессию к другим детям — толкает, кусает, щипает.
А теперь рассмотрим причины детского стресса, связанные именно с семейными процессами, семейными отношениями — поскольку в этом возрасте дети большую часть времени проводят дома и зависят эмоционально в большей степени от семьи, чем от людей извне.
Итак, причины стресса, вызванные семейными отношениями:
Смена режима дня, переезд, новый садик.
Рождение нового ребенка. Страх потерять мамино внимание, появляется тревога и чувство конкуренции.
Смерть, болезнь кого-то в семье. Если взрослые не могут самостоятельно пережить эти утраты, то ребенок еще больше включается в этот процесс. Пытаясь разделить нечто тяжелое в семье, стараясь спасти маму — лишь бы она не болела, не плакала и прочее.
Конфликты между мамой и папой. Даже если вы не ругаетесь при ребенке, ваше эмоциональное состояние легко считать. То, как мама отвечает папе, как избегает его присутствия, либо, наоборот, «пилит» по пустякам. Наше с вами поведение и интонации голоса говорят гораздо больше, чем слова.
Разные стили воспитания и разные требования, предъявляемые ребенку. Мама больше разрешает, т.к., запрещая, она испытывает чувство вины или ощущает себя плохой мамой. А папа, в свою очередь, более категоричен, проявляет больше агрессии и жесткости в воспитании, он не готов сталкиваться с переживаниями ребенка. Такие стили воспитания еще больше дезориентируют ребенка, это втягивает его в тревожные переживания.
То же относится к конфликтам поколений. Мама с папой могут придерживаться одного стиля воспитания, но вот когда на пороге появляется бабушка с дедушкой, то здесь начинаются «танцы без правил». И ребенок прекрасно считывает, что власть поменялась, родительские запреты отходят на второй план, и он сам становится центром вселенной под овации прародителей.
Если мама имеет личные переживания, страхи, опасения, она их бессознательно транслирует ребенку. Так, одна клиентка жаловалась на то, что ее дочь не может ходить в туалет вне дома. В итоге в процессе разговора выяснилось, что и сама клиентка испытывает те же сложности. Но этой связи она не отслеживала и не могла представить, что эти ее самоограничения так четко считывает дочь.
Если мама, как основной человек, проводящий большую часть времени с ребенком, страдает перепадами настроения, неуправляемыми вспышками гнева, а за ним следуют слезы и чувство вины, то говорить о стабильном, уравновешенном характере ребенка не приходится.
Частые или неожиданные и долгие разлуки с мамой. Страх потерять привязанность, потребность быть частью кого-то, быть в надежном слиянии. Ведь в этом возрасте нет возможности быть автономным. И тогда потеря близкого человека — даже временная, может повышать уровень тревожности.
Пьющие семьи, ведущие асоциальный стиль жизни, не имеющие образования, культурной составляющей. Семьи, для которых характерен авторитарный стиль воспитания. Семьи, в которых не уделяется должное внимание ребенку, когда ребенок предоставлен сам себе и часто испытывает чувство одиночества.
Как помочь ребенку
Налаженный режим дня. Сон, питание, прогулки.
Отсутствие или серьезное ограничение телевизора, гаджетов и прочее
Поменьше чужих людей в доме и побольше совместно проведенного времени с родителями дома или на природе. Никаких торговых центров.
Совместные активные игры — прятки, догонялки, футбол, велосипеды.
Кричим, рычим, прыгаем, бегаем, поем, изображаем разных животных.
Рисуем красками, карандашами. И никакой критики, оценки, поучения. Все, что рисует ребенок, мы принимаем. Это все хорошо.
Лепим из пластилина и глины. Играем с водой. Из песка строим замки, тоннели, города.
Наиболее трепетный момент для родителей: начинаем разговаривать с ребенком. Не только задаем вопросы, но и пытаемся его услышать и понять. Мы должны быть готовы находиться рядом с ребенком, видеть его переживания, принимать их и сопереживать.
Говорите ему о своей любви и обнимайте просто так, когда он рядом. Погладьте по спинке, по голове. Посмотрите ему в глаза с любовью. Оставьте все требования и правила на потом.
Проанализируйте себя и ваши семейные отношения. Там вы точно найдете и причину, и решение.
Если выполнять эти рекомендации все вместе, то можно достаточно быстро пройти путь от непонимания к взаимной любви и принятию. Ведь если родитель заметил, что ребенок в стрессе, волнуется за него, переживает — это уже половина дела. Остается лишь стать ближе, изменить свое поведение, и детский стресс начнет исчезать.