Родители могут относиться к ребенку как положительно, так и отрицательно, и это отношение в определенной степени влияет на процесс развития ребенка. Ошибки воспитания в значительной мере связаны с отрицательным отношением родителей к ребенку. Поэтому вам необходимо научиться избегать его. Далее представлена информация, которая облегчит понимание ошибок и поможет вам изменить ситуацию.
Нарушения развития
Каждый человек в своей жизни совершает всевозможные ошибки, идеальных людей нет. Происходят они также и в процессе воспитания. Если они разовые, то их последствия легко устранить, но если они случаются снова и снова, то могут повлечь за собой серьезные и глубокие негативные последствия. Известным специалистом, занимающимся классификацией ошибок в воспитании, является психолог Антонина Гурецкая, написавшая книгу «Ошибки в воспитании».
Согласно Гурецкой, эти ошибки кроются непосредственно в поведении человека, воспитывающего ребенка. Такое поведение искажает взаимодействие и оказывает негативное влияние на жизнь ребенка и/или его развитие. На первый взгляд кажется, что эти ошибки поверхностны и не могут вызвать помехи во взаимоотношениях, но они действительно являются причиной возникновения нарушений развития.
Очень важным фактором при возникновении воспитательной ошибки (и это важно понять!) является незнание о ее совершении, то есть отсутствие намерения причинить ребенку вред. Если родитель (или другой воспитывающий человек) вредит подопечному преднамеренно (умышленно), имея полную осведомленность об отрицательном влиянии своего поступка на его развитие, а следовательно, и на всю личность маленького воспитанника, его поведение не классифицируется как ошибка, а является преступлением, которое карается по закону!
Можно выделить несколько следующих факторов, которые отвечают за совершение родителями воспитательных ошибок:
личность – очень часто темперамент или характер человека диктует ему то или иное поведение, например, люди, уверенные в себе и имеющие высокую самооценку, могут быть склонны к совершению ошибок при экспонировании себя (правильной подаче себя), что вовсе не означает, что подобную ошибку допускают все лица подобной категории;
ориентации воспитания, выбранный курс и понятия о воспитательном процессе;
опыт прошлого – многие взрослые повторяют ошибки своих родителей;
ситуативные факторы – например, стресс или избыток обязанностей.
Виды ошибок в воспитании
Гурецкая в своей книге описывает девять ошибок воспитания. Первой из них является строгость, то есть решительное обеспечение выполнения ребенком заданий и поручений, скрупулезность оценивания, постановка непомерных и чрезвычайно точно обозначенных требований, отсутствие свободы, контроль над поведением ребенка и требование беспрекословного послушания. Ребенок отождествляется с заданием, его выполнение и результаты являются приоритетными.
Вторая ошибка – это агрессия, то есть словесные, физические или символические нападки, которые угрожают ребенку и/или унижают его. Сын или дочь рассматриваются как ненужный, хлопотный и обременительный элемент, а также как человек, угрожающий стабильности в жизни.
Следующая воспитательная ошибка – это торможение активности, которое выражается в прерывании, запрете и изменении (без уважительных причин) активности ребенка посредством физического или символического поведения родителей. Деятельность ребенка считается бесполезной и маловажной, отсюда и явление маргинализации (социологическое понятие, обозначающее промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами, его плохую социальную адаптацию и потерю социального статуса). При этом потребности или цели взрослого ставятся на первое место.
Четвертая ошибка – это безразличие. Полезная дистанция между родителем и ребенком (включая его дела и деятельность), позволяющая ему свободно самовыражаться, легко подменяется проявлением отсутствия заинтересованности в его личности. Родитель расценивает потребности и активность ребенка как незначительные, несущественные лично для него, считает, что они не требуют его внимания или эмоционального участия. Такой родитель может воспринимать их также как очень тягостные, поэтому дистанцирование служит ему формой защиты.
Следующей ошибкой является экспонирование себя, под которым подразумевается манипулирование вниманием ребенка, так, чтобы он видел преимущества родителя, его потребности и успехи; это желание быть в центре внимания и импонировать (отношения выстраиваются ради собственного ощущения позитива и комфортности), всяческое оправдание и «отбеливание» своих поступков, а также обида на ребенка. Взрослый считает себя самым важным человеком во взаимоотношениях, уверен в том, что ребенок слаб, и его значимость возрастет только благодаря тщательно продуманному воспитанию.
Еще одна ошибка – это потакание (беспомощность), которая характеризуется безусловным выполнением всех прихотей ребенка и отсутствием требований к нему. Родитель показывает свою беспомощность и считает воспитание чем-то таким, что превосходит его силы и возможности, и, соответственно, не может справиться с ним. Таким образом, единственным выходом для него являются избегание и сбегание от ребенка.
Седьмая ошибка воспитания – это замена ребенка во всех его действиях и обязанностях. Родители не допускают его самостоятельности, не позволяют ему самому реализовать поставленные перед ним задачи. Взрослый рассматривает ребенка как слабого, пассивного, переутомленного, требующего помощи, защиты и опеки, при этом деятельность родителя по отношению к ребенку становится наиболее важным делом, ради которого стоит жертвовать и другими делами.
Предпоследней ошибкой является идеализация ребенка, восприятие его как величайшее благо, отождествление себя с ним, чрезмерная и непрерывная заинтересованность им и его делами. Это постоянный контроль над его безопасностью, даже если к этому нет никаких предпосылок, не признание в нем качеств и поведения, которые находятся в противоречии с воображаемым (прекрасным) образом его личности, созданным родителем, отсутствие критического восприятия. Родитель уменьшает количество замечаний как по отношению к действиям ребенка, так и к его делам и занятиям, и все свои действия подчиняет созданному идеалу.
Последняя ошибка воспитания – это непоследовательность, т. е. изменчивость своих родительских оценок, реакций, комментариев, ощущений или чувств по отношению к ребенку и его поступкам.
Существуют ошибки, например, такие как вербальная агрессия или строгость, которые большинство людей признали бы неприемлемыми, однако есть множество неоднозначных ситуаций, в которых трудно судить о том, было ли это ошибкой или нет, или, возможно, это было ситуативно оправдано и целесообразно. Существует даже понятие релятивности (относительности) ошибки воспитания, так как то, что одними людьми расценивается воспитательной ошибкой, другие посчитают правильным решением.
Последствия
Гурецкая отмечает, что существуют два основных вида последствий ошибок воспитания. Первый – это немедленное следствие, которое возникает из-за неправильного или сорванного взаимодействия. Ребенок негативно оценивает обстоятельства и события, испытывает чувство несправедливости или обиды, а затем перекладывает полученный негативный уничижительный опыт на другие ситуации воспитательного характера, и даже более того, на жизненные ситуации в целом. Второй вид последствий – это отдаленное во времени воздействие, которое вызывает негативные изменения в самой личности ребенка, а также может привести к ее расстройствам или психическим отклонениям в будущем.
К сожалению, ошибки неизбежны. Очень трудно воспитывать детей без ошибок и сомнений. Однако если человек знает, в чем его родительские проблемы, что именно приводит к тому, что его благие намерения не всегда приносят положительные результаты, это уже половина успеха. Знание об ошибках и их неблагоприятных последствиях поможет вам избежать их и воспитать здорового и жизнерадостного ребенка.