Колонка Алины Фаркаш — об эмиграции с детьми и о трудностях, которые ждут вас на пути в школу
Весь последний месяц я каждый день обсуждаю с разными людьми адаптацию, школы, садики, кружки, учителей… Десятки разных людей переезжают с детьми заграницу и все волнуются об одном и том же.
Как найти хорошую школу? С высоким рейтингом и сильной математикой. И чтобы учительница была нежная. И чтобы помогали выучить язык. Может, сразу в частную пойти? А еще кружки? Ребенок занимается гимнастикой и мечевым боем — вы знаете, в стране где-то такое есть?
Я отвечу на все (ну, большинство) этих вопросов в этой колонке, она будет состоять из двух частей: общая, которая будет актуальна всем, вне зависимости от того, куда вы переезжаете, и — частная, конкретно об Израиле, в котором я живу и школьная система которого мне знакома.
Про сильные школы
Правда заключается в том, что в первое время абсолютно не важно, насколько хорошо в конкретной школе преподают математику или английский. Даже самый умный, талантливый и легкий на подъем ребенок в лучшем случае первый год будет в серьезном шоке. Как бы нам ни хотелось подстелить соломки, мы не можем найти ему правильную школу, правильный кружок и правильное все, чтобы перенести его на руках через всю адаптацию и полностью избавить от стресса. Это просто так не работает.
Стоит сразу признать, что адаптация точно будет, проседание в учебе — будет и надо заранее запланировать это, психологически к этому подготовиться и подготовить ребенка.
Я видела ситуации, когда родители оставляли дистанционно российскую школу, в дополнение к новой местной. На всякий случай. Срабатывало это только тогда, когда ребенок оказывался крайне энергичным семижильным вундеркиндом. И то — я ни разу не видела, чтобы потом хоть кто-нибудь из этих детей как-то использовал российский аттестат о среднем образовании.
Самым правильным мне кажется в первое время максимально ребенка разгрузить. Даже, если дома он ходил на девять кружков, а еще успевал гулять, учиться и играть с котом, после переезда ему понадобится время для того, чтобы выдохнуть, оглядеться, прийти в себя. Сначала ему надо будет привыкнуть хотя бы к одному школьному коллективу. И только потом — ко всем остальным в кружках и секциях.
Адаптация пройдет легче, если у ребенка останется какое-то место, где у него будет возможность быть молодцом. Место его силы.
Это может быть действительно любимая спортивная секция — если в этом виде спорта он очень хорош. Или какой-нибудь кружок, где собираются русскоязычные дети. В первое время ребенок не может полноценно общаться со сверстниками — из-за отсутствия общего языка. Но без друзей и тех людей, которые понимают твои шутки, жизнь становится крайне печальной, поэтому русскоязычные контакты — очень нужны.
Итак, хорошая школа: в большинстве стран это работает просто — чем дороже район, тем лучше школы. В дорогих районах будут более интеллигентные дети, более включенные родители, в среднем лучше обстановка в классе и сильнее программа. Это не всегда работает в России, но почти стопроцентно зарубежом. Печальная истина из той серии, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Поэтому не стоит искать сначала начальную школу, а потом под нее квартиру. Лучше найти наиболее симпатичный вам район за максимально возможные для вас деньги, а потом уже в этом районе — школу.
В Израиле дело обстоит так: мэрия отправляет младшеклассников в ближайшую к дому школу. Если таких несколько, то можно попроситься в какую-то конкретную, но объективно — все младшие школы в Израиле более-менее одинаковые. От города к городу меняется только публика: чем дороже, тем интеллигентнее. Также нельзя заранее познакомиться с учителями и выбрать подходящего: в каком классе будет меньше детей, туда и отправят. И опять же: это не страшно, потому что в среднем тут во всех школах к маленьким относятся ласково.
Я в России всегда искала такую особенную школу, где на детей не будут кричать, будут с ними дружелюбны и внимательны, не будут обижать или запугивать. Тут так почти везде, поэтому можно смело отдавать ребенка в самую обычную ближайшую к дому школу.
Родители часто спрашивают, стоит ли поискать частную школу или частный сад? Может, там будет лучше? Частных школ тут очень мало: это или школы при посольствах, где учат на английском или французском, они обычно очень дорогие. Представьте то, что вам кажется «дорого» и умножьте на десять.
Или есть еще частные «демократические» школы, где детям предоставляется максимум свободы во всех смыслах. Довольно часто туда идут дети, которые по каким-то причинам не могут вписаться в обычный детский социум. Не всегда, конечно, но чаще обычного: никто не будет без причины платить за то, что всем предоставляют бесплатно. Поэтому если родители решают отдать ребенка в эту школу, то у этого обычно есть очень веские резоны.
Со средними и старшими школами в Израиле все проще — в том смысле, что система больше похожа на традиционную российскую. Есть сильные школы и слабые. Есть те, в которые огромный конкурс, и районные, куда берут всех. Уже можно поступать в школу не «по прописке», а выбрать ту, что подходит тебе больше.
Есть обычные школы, а есть со специализацией — от театра и спорта до программирования. И еще есть профильные классы в обычных школах, что тоже очень хорошо. Гуманитарных школ и классов на порядок меньше, чем технических и математических. Начиная со средней школы (седьмой класс, 12 лет) и тем более со старшей (десятый класс, 15 лет) — нужно начинать поиски той самой «хорошей школы», ради которой не грех будет снять и квартиру поблизости.
Любая школа обязана дать новому ребенку определенное количество часов иврита. Мой опыт говорит о том, что не стоит обязательно искать школу «с ульпаном», где будут отдельно изучать язык. Нередко бывает так, что в той школе, где раньше никогда не видели новеньких, ребенку выделяют какую-нибудь учительницу пения для обучения ивриту, и это оказывается намного эффективней, чем уроки в огромной группе с детьми совершенно разных уровней.
И еще. Ребенок может сначала не хотеть учить язык: протестовать, возмущаться, саботировать и так далее.
У этого есть очень простое объяснение: вы знаете, зачем и почему вы уехали. У вас были серьезные мотивы, вы об этом много думали и готовились к переезду. Ребенок чаще всего едет не по своей воле: понятно, почему его может бесить все вокруг! Если ему дать возможность злиться и возмущаться, а также игнорировать уроки языка, то он быстрее и проще пройдет через все стадии горевания — отрицания, злости, торга — и так вплоть до принятия. Можно заучить мантру: как еще ни один здоровый ребенок не пошел в школу в подгузниках, так и никто из переехавших в другую страну детей не остался без языка. Просто дайте ему время.
И себе. Ведь у вас тоже адаптация, стресс и шок. Снизьте на какое-то время требования к себе как к родителю так же, как вы снизили ожидания от ребенка. Вам обоим пойдет это на пользу. Вам станет легче, обещаю.