Многие родители сегодня полностью сосредоточены на счастье и высокой самооценке своих детей и, как показывают результаты многих исследований, считают, что эти качества являются основой морали и нравственности, что «чувствовать себя хорошо» непременно приводит детей к «поступать хорошо». Тем не менее высокая самооценка не учит ребенка заботиться и брать на себя ответственность за других людей – ведь она может быть и у жадных директоров корпораций и у «преуспевающих» гангстеров.
Вот несколько советов, которые помогут вам отойти от воспитательного подхода «концентрации на самооценке и счастье ребенка» и обратиться к заботе и ответственности, а также развивать у детей те социальные и эмоциональные качества, которые являются основой нравственного поведения и прочного благополучия.
1. Важно уйти от эгоизма. Вместо того чтобы говорить своим детям: «Самое главное, что ты счастлив», убеждайте их в том, что: «Самое главное, что ты добр и готов нести ответственность за других людей».
2. Учите детей ценить других людей. Например:
Не позволяйте им относиться к продавцам в магазинах, официантам или няням, как к пустому месту.
Не позволяйте ребенку поспешно прекращать занятия в спортивной команде или школьном хоре, прежде чем вы вместе тщательно не обдумаете, как такое решение может отразиться на коллективе.
Не позволяйте ребенку с легкостью избавляться от друзей, которых он считает назойливыми, или не отвечать на телефонные звонки приятелей и не признавать достижения других детей.
Приучайте ребенка помогать вам по дому и быть вежливым по отношению к соседям.
3. Учите детей ценить вас по достоинству. Их отношения с вами будут базовой моделью для других взаимоотношений. Это не означает, что нужно заставлять ребенка полностью сосредоточивать внимание на своих родителях. Это означает, что нельзя позволять детям относиться к вам, как к половой тряпке, а следует ожидать от них выражения некоторой толики интереса к событиям вашей жизни и благодарности вам за вашу щедрость.
4. Не зацикливайтесь полностью и исключительно на развитии у ребенка высокой самооценки и его счастье. Вместо этого поддержите ребенка в развитии его личностной зрелости. Зрелость – это, в том числе, и способность управлять своими разрушительными эмоциями, согласовывать и координировать свои потребности с потребностями других людей, сопереживать, уметь конструктивно принимать и обрабатывать обратную реакцию, быть вдумчивым и приводить свое поведение в соответствие с основами морали.
5. Учите детей не драматизировать события. Хотя очень важно помочь детям понять и четко сформулировать свои чувства, остерегайтесь излишне часто указывать на их переживания или уделять слишком большое внимание преодолению эмоциональных состояний. Дети способны драматизировать и считать свои чувства слишком ценными.
6. Хвалите своих детей за конкретные успехи и лишь иногда говорите им о том, какие они «классные». При этом избегайте постоянных похвал. Когда детей непрерывно хвалят, они могут чувствовать, что их действия и слова все время оценивают; а услышав в свой адрес незаслуженную похвалу, почувствовать, что к ним относятся снисходительно. К тому же слишком большое количество общих похвал, таких как «Ты просто потрясающий!», может привести детей к выводу, что их истинная ценность заключается во всем том, что они делают, вследствие чего они могут преувеличивать значение своих поступков, переоценивать вложенные в них усилия или чрезмерно винить себя в случае неудачи.
7. Не ставьте целью жизни высокие достижения. Слишком большое давление в стремлении к достижениям может ослабить чувство собственного «я» (детское самоощущение), снизить способность детей заботиться о других и заставить рассматривать других людей как соперников и потенциальную угрозу. Пусть достижения будут одним из элементов сложной структуры жизни. Откажитесь от своих собственных переживаний о достижениях и статусе, общественном положении, чтобы не отправлять ребенку неоднозначные посылы, не выглядеть в его глазах лицемером и не подрывать собственный авторитет.
8. Помогите ребенку разобраться в понятиях о добре и зле, справедливости и несправедливости в мире. Внимательно выслушивайте нравственные вопросы и высказанные дилеммы вашего ребенка, не торопитесь высказывать собственное суждение. Высказавшись о своих ценностях, свяжите их с переживаниями и толкованиями вашего ребенка.
9. Не стремитесь стать другом своего ребенка. Вы можете быть очень близки с ребенком во многих отношениях, но очень важно, чтобы ребенок считал вас авторитетом, идеализировал вас на определенных этапах своего развития и видел в вас человека, которому он хочет подражать. Дети начинают ценить независимость и особенности других людей, если и мы ценим их особенности.
10. Предложите близким и уважаемым вами людям высказывать свое мнение о вашем подходе к воспитанию. После рождения ребенка постарайтесь взять обещание как минимум с двух других родителей (с которыми вы дружны), что они обязательно скажут вам, если посчитают, что вы вредите моральному или эмоциональному развитию вашего ребенка.