Тема смерти — одна из самых притягательных и волнующих тем для наших детей и вместе с этим поистине серьезное испытание на прочность для родителей. Чаще всего ребенок интересуется этой проблемой в силу возраста: ведь он растет, познает мир, многому в нем пытается найти объяснение, а также хочет видеть перспективу своего будущего, что, в свою очередь, позволяет ему чувствовать себя защищенным.
Отчасти ответы на сложные вопросы, способность объяснять, а значит, и прогнозировать события малышу в этом помогают. И задача родителей в данном случае состоит в том, чтобы не отмахиваться от ставящих в тупик вопросов, не откладывать их до поры до времени, а как можно более полно удовлетворить столь «странный» интерес ребенка к таинственной для него теме. Как это ни странно звучит, но, давая ответ за ответом, вы вкладываете кирпичик за кирпичиком в фундамент чувства безопасности своего малыша.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ. В каком возрасте должен состояться первый разговор о смерти?
Говорить о смерти нужно тогда, когда у ребенка появятся вопросы на эту тему. Откладывать ответы на них в долгий ящик не стоит, так же как не стоит обходить эту тему стороной, поскольку подобное умалчивание не оберегает, а нарушает покой ребенка. Более того, упорное молчание по данному поводу способно спровоцировать развитие различных страхов у малыша и даже сформировать у него тревожно-мнительные черты характера.
Поскольку первый интерес к смерти просыпается еще в младшем дошкольном возрасте, то, скорее всего, родителям придется столкнуться с самыми неожиданными вопросами: маленькие дети склонны задать вопросы в очень прямых формулировках, которые нередко шокируют их родителей. В большей степени малышей интересуют не столько переживания, связанные со смертью, сколько конкретные ее обстоятельства. Например, им очень интересно бывает узнать, каков на ощупь покойник, страшно ли лежать ему под землей, холодно ли ему там, на что похож гроб, какой он изнутри и пр.
ВОПРОС ВТОРОЙ. Как говорить?
Прямота вопросов нередко вводит взрослых в нескрываемое замешательство, а порой и в состояние настоящего ступора, но и то и другое крайне нежелательно, поскольку способствуют развитию тревожности ребенка. Поэтому о смерти
1) говорим СПОКОЙНЫМ (без удивления, замешательства, напряжения) голосом — абсолютно так же, как если бы ребенок спросил у вас о том, что такое Солнце, есть ли люди на других планетах и т. д.;
2) отвечаем на ЛЮБЫЕ, даже самые странные, вопросы своего ребенка;
3) отвечаем четко, без пространных объяснений.
Как вариант начало разговора может быть таким: «Дорогой, я, как и другие люди, не знаю о смерти всего, но постараюсь ответить на любые твои вопросы (насколько смогу) и буду отвечать на них до тех пор, пока вопросы у тебя не кончатся. Поэтому если ты у меня о чем-то забудешь спросить сегодня, обязательно спроси тогда, когда потребуется».
ВОПРОС ТРЕТИЙ. Что говорить?
Поскольку темой смерти чаще всего интересуются дети дошкольного и младшего школьного возраста, рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы и примерные ответы на них.
1. «Похожа ли смерть на сон?»
Ваш ответ: однозначное «НЕТ». Смерть это не сон, она немного напоминает его только внешне. Далее объясняем различия: «когда ты ложишься спать, то твое тело продолжает работать, работает сердце, оно как насос качает кровь по всему организму, желудок переваривает пищу, мозг обрабатывает информацию за день, поэтому ты видишь сны. Когда же человек умирает, то его тело прекращает свою работу и все процессы в нем останавливаются».
НИКОГДА не сравнивайте смерть со сном. В противном случае у малыша может возникнуть страх перед засыпанием и перед сном как таковым.
2. «Человеку под землей страшно (холодно, больно, грустно)?
Снова объясните своему ребенку, что тело умершего человека больше не работает, а значит,больше ничего не чувствует (ни температуру, ни страх, ни боль), не может что-то делать и пр.
3. «Почему люди умирают?»
Ваш ответ: от старости, от тяжелой болезни, от несчастного случая (например, автокатастрофа).
Разъяснения могут быть следующими: в момент несчастного случая тело человека может оказаться поврежденным настолько сильно, что просто перестает работать, но обычно этого не случается, чаще люди, получившие телесные повреждения, поправляются и живут очень долго.
Если причина смерти болезнь, то это значит, что тело человека устало бороться с болезнью (она оказалась сильней его), оно не смогло больше противостоять ей, а потому перестало работать. В тоже время поясните, что очень редко болезни приводят к смерти, обычно организм справляется. Для большей убедительности расскажите своему малышу историю о клетках-«убийцах» (они же клетки-киллеры или Т-лимфоциты), которые живут в телах каждого из нас и нужны для того, чтобы «поедать» вирусы, больные клетки и пр., — одним словом, в нашем организме живут маленькие солдатики, которые защищают нас от врагов.
4. «А я когда-нибудь умру?»
С помощью этого вопроса ребенок ищет успокоения, подбадривания при столкновении с такой непростой темой. Отвечая на него, не стоит говорить прямое «ДА». Дайте малышу понять, что большинство людей на свете живут очень-очень долгое время. Если же в словах ребенка открыто звучит надежда на разубеждение («Я ведь правда не умру?!!»), а такая реакция встречается у чувствительных, ранимых или совсем маленьких детишек, то допустимо ответить утвердительно. Но все же лучше этого не делать, а отвечать на вопрос честно, например, так: «Когда-нибудь в далеком, очень далеком будущем это произойдет, но это случится очень-очень нескоро, т.к. обычно люди живут очень долго».
5. «Почему это случилось именно с ним? Это несправедливо! Это наказание?»
Эти и аналогичные вопросы обычно задают дети старшего возраста, подростки. Ваши ответы: иногда что-то (в том числе и смерть, например, от несчастного случая) случается без всякой причины. Просто случается, и все. Плохое происходит и с плохими людьми, и с хорошими. Смерть, горе не выбирают своих жертв. Потери происходят потому, что мир таков.
И наконец, чтобы ваш разговор с ребенком на столь волнительную тему не стал источником длительных страхов, полезно провести его в тесном телесном контакте с малышом: посадить его к себе на колени, обнять, приласкать, дав ему тем самым чувство безопасности и комфорта, которые помогут ему войти в этот большой мир без страха.
Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант