Содержание:
Родители учатся в школе дважды: первый раз в своем детстве, второй — в детстве своих детей. Несмотря на взрослый возраст и богатый опыт, второй раз пройти начальную школу оказывается гораздо сложнее. О том, как заинтересовать ребенка учебой без насилия над всеми, рассказала гештальт-терапевт Мария Соснина.
Про начальную школу родителям важно знать три момента:
Трансформация познавательного мотива в учебный
Дети очень любознательны от природы. В 4 года они любознательные философы, 4,5-5 лет — возраст почемучек, им много чего интересно. Главное в процессе раннего развития и дошкольного возраста это не загубить.
Можно взращивать детскую любознательность, прислушиваясь к интересам ребенка, делая окружающую его среду максимально интересной. Если малышу нравятся динозавры, можно обеспечить творческую, познавательную активность: покупать книги, коллекции, показать, как их лепить из пластилина, обсуждать связанные с этой темой интересные факты, таким образом помогая ребенку. Если малыш будет чувствовать себя в этой теме успешным, то, как результат, его интерес будет становиться еще больше. Тогда естественно взращенный мотив будет сам трансформироваться в учебную мотивацию: ему уже не просто интересно, он хочет научиться чему-то специально.
Почему малышу неинтересно?
Природное любопытство не формируется, когда родители убеждены, что ребенок должен быть всегда занят, и они предоставляют ему набор идей, не успевая дождаться, что чего-то захочет сам ребенок. По факту у таких родителей дети не скучают, а скучать-то важно. В скуке обнаруживается, что ребенку интересно, что он хочет. Вторая история, когда родители игнорируют интересы ребенка и все время переключают на то, что он должен знать по их мнению. Третья история, когда ребенку интересно, он спрашивает, и ему, по-хорошему, нужно отвечать, но многие родители из-за высокой занятости, усталости либо потому, что им самим неинтересно, игнорируют эти вопросы, не поддерживая познавательную активность. Детское «почему» сходит на нет.
Психологическая готовность ребенка к школе
Очень часто дети психологически не готовы к школе. Это может быть связано как с условиями детского сада, так и с особенностями ребенка. Родителям важно честно смотреть, насколько развита познавательная сфера ребенка: мышление, восприятие, внимание, воображение, память. Сформировалась ли способность контролировать свое поведение. Развит ли навык самообслуживания, общения. В какой степени у ребенка сформирован учебный мотив, насколько он психологически взрослый и его самооценка адекватная. Хорошо, если самооценка адекватно завышенная, тогда у ребенка есть уверенность в своих силах и ему легче преодолевать разные неприятности. Детям с низкой самооценкой будет тяжелее.
Психологически готовый ребенок, попадая в новую среду, испытывает стресс, с которым может справиться. Если он не готов, то поход в школу вызывает дистресс, что впоследствии подкрепится физически: чем больше ребенок стрессует, тем хуже работает мозг и, как результат, хуже успеваемость.
Чтобы снизить напряжение от похода в школу и сформировать стрессоустойчивость, необходимо в последний год перед школой позаботиться о психологической готовности ребенка. Заранее познакомить и сформировать у ребенка готовность к школьному режиму, потому что там значительно строже, чем в детском саду. Вставать в определенное время, одеваться, завтракать, в том числе и в выходные. Играть в школу. Чем больше ребенок знает, как будет устроен его новый этап жизни, тем легче ему будет его проживать. При этом не забывать про познавательную активность: развивать его кругозор, водить на экскурсии, в том числе знакомя с новыми возможностями, но при этом не настаивать и не заставлять.
Учебная мотивация
Часто родители формируют у ребенка учебную мотивацию при подготовке к школе через оценки: ты пойдешь и будешь хорошо учиться, и главное — получать пятерки. Такой подход может быть завлекательным вначале, но уже 4 сентября ребенок понимает: чтобы получить оценку «5», нужно что-то делать, и это не всегда легко. Дети сталкиваются с трудностью, потому что дома и в детском саду им не предъявляли такие условия. Это также сильно влияет на желание учиться в целом. Важно мотивировать, говоря о том, что будут оценки, но вообще-то школа — это место, где ребенок может узнать что-то новое и интересное.
Школьная среда
Иногда родители выбирают престижную школу, учителя, либо программу обучения, не задумываясь о том, насколько ребенку будет там комфортно. Если школьные условия не соответствуют способностям ребенка или учитель сверхоценочный, то ученик постоянно находится в ситуации неуспешности и стрессе. Как результат — интерес к учебе пропадает.
Нередко в 1-м, 2-м и 3-м классах ребенок не хочет ходить в школу из-за плохих отношений с учителем или учениками. Ряд учителей наделяют определенного ребенка в классе ролью аутсайдера. Как правило, этот ребенок уже имеет какие-то особенности, например, у него снижена познавательная активность, или он хулиганистый, привык, что дома ему можно все. Такие дети мешают учителям вести уроки. По-хорошему, к такому ученику необходимо проявить уважение и искать подход, чтобы заинтересовать его. В классе это может сделать только учитель. В начальной школе учитель — это мама. Дети ориентируются на него. То, как он относится к ученикам, дети перенимают и повторяют.
Первый класс направлен на то, чтобы родители помогли усвоить, что уроки надо делать и это может быть не так интересно, но нужно чуть-чуть потерпеть. Заставляя без объяснений, родители могут перегнуть палку, и учебная мотивация снизится, а учеба станет в тягость.
У здорового ребенка в здоровой среде будет высокая познавательная активность и желание учиться. Если родители замечают обратный эффект, то стоит начать поиск причины по трем вышеописанным направлениям, при необходимости подключая специалистов.
Оцените материал