Уильям Шекспир в своей пьесе «Король Лир» высказался о неблагодарных детях довольно критично: «Неблагодарность! Ты, демон с сердцем мраморным, когда ты в детях проявляешься – страшнее ты чудовища морского!». Да и родители иной раз в сердцах негодуют: «Я делаю все для моего ребенка, а ему мало!».
Тем из нас, кто беспокоится о том, что сегодняшние дети не проявляют искренней благодарности и считают, что имеют право на все – несмотря на то, что мы делаем для них все возможное – не помешает принять к сведению и понять сердцем несколько следующих фактов. Ученые относительно новой области научных исследований – исследований признательности обнаружили, что детей можно научить благодарности, т. е. воспитать в них это прекрасное чувство. Кроме того, существует множество убедительных причин научить детей быть благодарными судьбе.
Наука признательности
Исследователи признательности обнаружили, что это не просто позитивное личное качество, обусловливающее благовоспитанность. Оно окупается сторицей. Ребенок, по-настоящему благодарный за все, что дает ему жизнь, чаще всего становится эмоционально, физически и социально успешным. Еще одно исследование обнаружило, что дети старшего возраста (от 14 до 19-ти лет), умеющие признавать свою удачу и везение, с большей долей вероятности становятся счастливыми и испытывают меньше депрессии, зависти и меркантильности в жизни. Также обнаружена связь между чувством признательности и высокой академической успеваемостью, хотя неясно, какой из этих факторов влияет на развитие другого.
Признательность открывает доступ человеку к обилию всего того, что его окружает, и помогает познать добро в своей жизни. Благодарный ребенок чувствует более глубокую связь с родителями и чувствует их любовь. В конечном итоге, если он может понять, что многие люди прикладывают достаточно усилий ради его же блага, его жизнь улучшается.
В течение последнего десятилетия эксперты проводили так называемые «интервенции признательности», в которых детей – от дошкольников до студентов вузов – просили замечать добро в их жизнях с помощью серий заданий: от написания и прочтения благодарственных писем до ведения журнала признательности.
В целом, результаты были обнадеживающими: когда детей поощряют осознавать радости и щедроты жизни, они стают более признательными, так же как и взрослые.
Кого можно считать признательным человеком?
Тем не менее ученым еще многое предстоит узнать о детях и благодарности. Существуют свидетельства того, что девочки более признательны, чем мальчики (хотя мальчики умеют извлекать больше пользы от выражения благодарности). Кроме того, эксперты считают, что пока еще нет никаких достоверных данных, а существует лишь предположение о том, что способность ребенка испытывать признательность зависит от его возраста. Одно исследование изучало чувство признательности и удовлетворенности жизнью у детей в возрасте от 3 до 9 лет и обнаружило, что только дети в возрасте от 7 до 9-ти лет проявляли почти взрослую способность чувствовать истинную признательность. Почему? Большинство детей в возрасте от 3 до 6-ти лет еще недостаточно эмоционально развиты, чтобы испытывать настоящее чувство благодарности.
Когда дети достигают предподросткового возраста (10–11 лет), большинство из них начинают испытывать чувство признательности гораздо сильнее. Хотя стоит отметить, что, поскольку дети развиваются в этот период очень интенсивно, у них могут случаться радикальные колебания. В один день двенадцатилетний ребенок спешит обнять свою маму за неожиданный подарок – новый школьный рюкзак, а в другой день ее доброта может заслужить лишь равнодушное пожатие плечами. Тем не менее в 10–11 лет, когда дети становятся менее эгоцентричными и вступают в ранний подростковый возраст, усиливается их способность сопереживать. А чувство эмпатии может стать самым действенным катализатором развития признательности.
Воодушевление пессимистов
Исследователи обнаружили интересный факт: более эмоционально позитивные дети получают не так много пользы от «интервенций признательности». Такие дети, скорее всего, уже достигли своего «эмоционального потолка», в отличие от детей, которые испытывают мало позитивных эмоций. Другими словами, если по шкале от 1 до 10-ти ребенок находится на отметке 8 при измерении таких показателей, как счастье и оптимизм, обучение чувству признательности не принесет ему много пользы. Но «интервенции признательности» для ребенка, который находится всего лишь на отметке 5, могут дать ему сильный импульс, который поможет начать чувствовать благополучие.
Обучение признательному отношению
Итак, как можно интерпретировать полученные результаты научных исследований и применять их? Хотя дневники признательности и благодарственные визиты – важные для ребенка упражнения по выражению признательности и простые повседневные занятия могут привести к великолепным долгосрочным результатам.
Начните репетировать и проговаривать с ребенком признательные мысли. Например, «Ничего себе, благодаря тому что твой друг Женя пропустил футбольный матч и помог тебе сделать домашнее задание, ты получил такую высокую оценку на контрольной по математике». Важно, чтобы родители не указывали детям, как нужно выражать благодарность, а позволяли им демонстрировать признательность любыми наиболее удобными для малышей способами – от рисунка до ответной услуги.
И, наконец, что тоже очень важно, дети учатся лучше всего, когда взрослые сами демонстрируют то поведение, которого они хотят добиться от детей. Дети копируют поведение родителей. Будь то букет цветов няне за дополнительное время, проведенное с ребенком, или благодарственная открытка школьному дворнику за его тяжелый труд, ваши действия говорят громче, чем все разглагольствования на тему «Ты можешь проявить хоть каплю благодарности?!».
И ничто не учит лучше, чем открытое выражение благодарности судьбе за все, что у вас есть (вместо жалоб на то, чего вы лишены). Постепенно ваш ребенок будет впитывать бесценное понимание: демонстрация и проявление признательности приносят ему огромную пользу.