У педагогов есть четкие представления о том, что ученик должен знать в определенном классе. Врачи тоже пользуются нормативами здоровья для каждого возраста. В социальном и трудовом плане у десятилетнего ребенка тоже существуют нормы: соблюдать без напоминания правила личной гигиены, убирать дом и следить за своими вещами, уметь пользоваться бытовой техникой, готовить простые блюда, мыть посуду, ухаживать за домашними животными, делать покупки в магазине, ориентироваться в своем районе, пользоваться общественным транспортом, помогать взрослым.
А как быть с жизненными установками, что нужно привить чаду в каждом возрастном периоде — мы часто не знаем.
Каким же багажом следует снабдить подрастающее поколение к десятилетнему рубежу?
1! Не бояться ошибаться
Разве человека, который никогда не допускает ошибок, можно назвать живым? Вряд ли. Ошибки составляют наш жизненный опыт: иногда хороший, иногда печальный, но их не нужно стыдиться, и дети должны знать об этом.
Не обязательно хвалить ребёнка за каждый росчерк фломастера — так он не научится здраво оценивать свои силы. Иногда стоит указать на ошибку, и, если необходимо, предложить путь к её решению. Если рисунок вашего сына или дочки получился не очень удачно — сядьте и нарисуйте вместе. Это будет плюсом не только к его художественным навыкам, но и к отношениям между вами.
2! Уметь принимать критику
Задача родителей – объяснить своему ребёнку, что не всем может нравиться его творчество, игры в его компании или он сам. Не бывает, чтобы абсолютно все находили что-то интересным или привлекательным. И научите своих детей задавать вопросы: «Почему тебе не понравился мой рисунок?», «Что не так с моей новой футболкой?», «Почему ты больше не играешь со мной?». Если оппонент сумеет объяснить свою точку зрения, ребёнок сможет проанализировать его слова и, вероятно, извлечь из них пользу.
Если же нет – то для таких ситуаций есть понятие «необъективной критики», и с ним детей тоже нужно познакомить. Она может быть основана на негативных чувствах критикующего и неспособности их контролировать.
3! Уметь говорить «нет»
Проблема отказа кому-то в просьбе была и будет всегда, и ситуаций в жизни, при которых сложно ответить «нет», предостаточно. Бесспорно, помогать и идти на встречу необходимо, но надо анализировать ситуацию, чтобы ни наши принципы, ни принципы других людей не страдали. Всем нравиться невозможно, как и быть хорошим для всех — это необходимо усвоить. Главное — быть в ладу с собой.
Стоит отметить, что при формировании независимой и самостоятельной личности родители непременно столкнутся с оспариванием и своей воли — «нет, я не буду этого делать». Отказав взрослым в просьбе, дети, умеющие говорить «нет», не будут бояться, что их разлюбят или отвергнут, лишат доверия и поддержки.
4! Не давать себя в обиду
Страх открытого конфликта заставляет детей чувствовать себя беззащитными и бессильными. Это касается не только друзей-сверстников, но и взрослых. Часто детям внушают, что учитель всегда прав. Но учитель тоже человек, и он может вести себя некорректно. И это вовсе не значит, что обиду с его стороны нужно терпеть.
Например, ребёнок испачкался, и педагог перед всем классом обвиняет его в неряшливости. Ну а что же в этом такого — любой может испачкаться. Такой вариант ответа вполне логичен, и если отреагировать на выпад именно так, то в этом не будет никакой невежливости.
5! Аргументировать своё мнение
Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет знал о том, что он ценный и нужный, как и его мнение по разным вопросам. Это составляет основу уверенности в себе.
Употребление фразы «Я так сказал(а)!» не объясняет предложенного решения и не способствует формированию собственной точке зрения.
Стоит также разъяснить ребенку, что зазнайки ничуть не лучше ребят, неуверенных в себе. Учите детей размышлять о своих чувствах, эмоциях, идеях — почему что-то ему нравится, а что-то отталкивает. Это поможет сформировать в будущем рассудительность и развить индивидуальность.