Дети часто жалуются на то, что у них что-то болит. Однако не всегда эти жалобы оказываются правдой. Поняв, что ребенок симулирует болезнь, родители выходят из себя и начинают ругать «врунишку», даже не пытаясь разобраться в причинах такого поведения. А между тем, разыгрывание симптомов может быть тревожным сигналом. Попробуем в этом разобраться.
Согласитесь, что не только дети, но и взрослые иногда притворяются больными, чтобы пораньше уйти с работы, избежать какой-то нежелательной деятельности или встречи. Конечно, это нехорошо и неправильно, но иногда другого выхода, кроме как обмануть, нет. Совсем другое дело, если разыгрывание симптомов болезней носит систематический характер. В таком случае можно говорить о так называемом симптоматическом поведении, которое нуждается в коррекции.
Но перед тем, как ответить на вопрос «что делать», нужно разобраться в причинах, заставляющих детей постоянно притворяться больными.
Что происходит вокруг больного ребенка? Его окружают вниманием и заботой. Родители постоянно спрашивают малыша о самочувствии, измеряют температуру, кормят вкусностями. По-настоящему заболевший ребенок, конечно, не ощущает всех «прелестей» болезни, так как плохо себя чувствует, но все же понимает, что находится в несколько привилегированном положении и стремится сохранить его после выздоровления. Как? Вновь притворившись больным.
В этом случае симптоматическое поведение – некое послание, адресованное взрослым. Ребенок как будто заявляет: «Пожалейте меня, ухаживайте за мной, освободите от необходимости самообслуживания, купите что-нибудь вкусненькое». Впрочем, материальная сторона вопроса не самая главное, подарки и сладости – это второстепенно. Ребенку, который разыгрывает симптомы болезней, важен контакт со взрослыми. .
К подобному поведению ребенка приводит недостаток внимания. К сожалению, взрослые бывают так увлечены повседневной суетой и работой, что забывают об элементарных проявлениях любви и заботы. А ведь так просто обнять ребенка в конце трудного дня, помочь ему разобрать постель, прочесть сказку или расспросить про события в школе. Если это будет происходить ежедневно, то у ребенка не будет необходимости вызывать контакт разыгрыванием симптомов.
Иногда дети разыгрывают симптомы болезни, чтобы избежать каких-то нежелательных жизненных ситуаций. Дети могут бояться ответственных выступлений, экзаменов, контрольных работ, соревнований. Детская тревога может быть настолько велика, что ребенок начинает искать способы избежать участия в нежелательных событиях. И одним из таких способов становится «уход в болезнь».
Судите сами. Болезнь может избавить ребенка от события или хотя бы сгладить последствия неудачи. Например, плохим самочувствием можно оправдать плохое выступление или низкие результаты на соревнованиях. А это гораздо легче перенести, чем осознание собственной несостоятельности.
Что делать при симптоматическом поведении ребенка?
В ситуации, когда ребенок часто симулирует плохое самочувствие, есть один важный нюанс: соврав дважды, в третий раз он действительно может заболеть. И если родители проигнорируют жалобы ребенка, то это может привести к серьезным последствиям, поэтому в любом случае к ситуации придется отнестись серьезно.
Ну а чтобы такое поведение не повторялось, дадим вам несколько простых советов.
Проявляйте постоянное внимание и заботу по отношению к ребенку, иногда балуйте его сладостями, иногда разрешайте остаться дома и не идти в школу, только не злоупотребляйте этими «послаблениями» и вниманием, чтобы ребенок не стал избалованным и капризным.
Не показывайте своего недоверия ребенку, однако сделаете все, для того чтобы роль больного не казалась ему такой уж привлекательной. Если ребенок жалуется на плохое самочувствие, но вы подозреваете, что это симуляция, то не ругайте ваше чадо, а ужесточите «больничный» режим: запретите ему вставать с кровати, играть в компьютерные игры, смотреть мультики, есть сладости. Все запреты должны быть тщательно обоснованы.
Сохраняйте доверительные отношения с ребенком, чтобы он открыто говорил с вами о своих страхах и тревогах.
Воспитывайте у детей адекватную самооценку и уверенность в себе. Не ругайте за плохие результаты на контрольных или провальные выступления на сцене. Объясняйте, что неудачи случаются у каждого и нужно просто уметь работать над ошибками.
Учите ребенка решать проблемы, а не уходить от них.