Одни родители начинают искать репетитора в начале учебного года, когда приходит пора активно готовиться к экзаменам, другие подбирают педагога непосредственно перед испытаниями, чтобы подтянуть проблемы. Третьи и вовсе выбирают педагогов для детей сильно заранее, едва ли не с начальной школы, чтобы углубить и расширить знания, получаемые ребенком в рамках школы.
При этом, бывает, репетитор выбирается по наитию, в некоторых случаях с попытками сэкономить. Психологи же отмечают, что есть ряд пунктов, которые стоит учитывать, чтобы не выбросить деньги зря, а ребенок мог заниматься с комфортом. Итак, как же выбрать того самого идеального репетитора?
Для начальной школы
«Очень часто вопрос, как выбрать репетитора и кого взять на эту роль, как ни странно, задают родители учеников начальной школы», — говорит психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Свт. Луки Елена Макарова.
Она отмечает, что сначала стоит определиться с причинами, по которым родители собираются воспользоваться услугами репетитора. Психологи выделяют в этом случае три группы причин.
Первая — это когда речь идет про детей, у которых еще не очень развиты функции планирования, регуляции собственных действий, говорит Елена Макарова. «На самом деле эти функции только формируются в начальной школе, и потому совершенно понятно, что в первом классе их полноценно развитых и не может быть. Чем здесь может помочь репетитор? Тем, что он поможет создать определенный режим дня. Ведь он приходит в определенное время, ребенок привыкает к тому, что после школы он какое-то время отдыхает, потом приступает к занятиям с приходящим педагогом, выполняет задания. Через какое-то время режим дня уже сформирован, и репетитор может уже не приходить, а ребенок уже научен сам выполнять те или иные задания», — говорит Елена Макарова.
Поэтому, советует психолог, тут нужен репетитор такой, который даст ребенку максимум самостоятельности, то есть в целом может даже где-то сидеть в сторонке, не подсказывать, но способствовать формированию функций планирования, то есть создавать определенную структуру — как выполнить домашнее задание, как его проверять. В самом начале он, конечно же, может проверить задания, чтобы удостовериться, что ребенок понял, что от него хотят. Такой репетитор в большей степени должен осуществлять контроль за ошибками, которые могут быть. Даже может помогать ребенку со сбором портфеля. «Для решения такого блока проблем мы можем даже позвать соседку или человека, который не обладает серьезным педагогическим опытом и знаниями», — рассказывает Елена Макарова.
Второй блок проблем, когда требуется репетитор, связан с тем, что ребенок проседает в качественном внимании в групповой работе в школе. На этом фоне он может упускать часть материала, который он при этом будет хорошо понимать в рамках индивидуальной работы, отмечает Елена Макарова. «Тогда репетитор нам необходим, чтобы проверить, все ли ребенок понял правильно, не упустил ли он какую-то часть материала. Такой репетитор уже должен подсказывать какие-то основные моменты, которые были в школе. И здесь очень важно, чтобы человек знал программу, по которой идет обучение, знал методические инструкции к тому, как объясняется материал именно в этой программе. Потому что способы объяснения одной и той же информации в разных программах могут быть различны. И при этом он не должен объяснять все это по-другому — а ровно так, как в школе этому учат», — рассказывает психолог Макарова.
В этом случае репетитором в идеале должен стать учитель начальных классов с методическим обеспечением, чтобы он понимал, что происходит и как преподавать, отмечает Елена Макарова.
Третьим блоком проблем становится ситуация, когда ребенок действительно с трудностями осваивает материал, ему сложно в процессе обучения в школе. «В этом случае должен работать дефектолог, то есть педагог, который обладает образованием в сфере коррекционной педагогики. И он может более точно понять, что именно дается ребенку с трудом, почему и как это можно скорректировать», — советует Елена Макарова.
Дефектолог же нужен и как репетитор для ребенка с особенностями развития. При разных нарушениях здоровья есть определенные варианты трудностей. И только дефектолог знает, как подобрать программу, какие методы лучше сработают, чтобы объяснить ребенку материал. Здесь разбираться придется индивидуально, отмечает Елена Макарова.
Нюансы поиска
Для детей более старшего возраста задачи и требования, предъявляемые к репетитору, уже вполне понятны — тут надо доработать материал, который не был усвоен, или освоить методику сдачи экзаменов — например, тех же тестов.
«Многие родители выпускников стоят перед такой насущной проблемой, как нанять репетитора, чтобы ребенок сдал ОГЭ/ЕГЭ и смог перейти в 10-й класс или поступить в колледж/вуз. Как правило, у каждого родителя есть несколько путей решения проблемы. Первый — это “сарафанное радио”: обзвон знакомых, сбор информации, поиск телефонов преподавателей по тем или иным предметам. Второй — разнообразные сайты-агрегаторы, где у педагогов есть рейтинги, отзывы родителей и учеников. Плюс есть возможность выбрать ту финансовую категорию, которая под силу, так как разные предметы оцениваются по-разному: и цены на биологию и математику могут разниться существенно. Помимо этого, существуют курсы подготовки к поступлению в вузах и возможность обратиться к преподавателям в школе, ведь некоторые из них занимаются репетиторством», — рассказывает семейный психолог Ольга Романив.
Что важно понимать? То, что репетитор — это одно, а подготовка к ОГЭ/ЕГЭ — совершенное иное. И если ребенок заканчивает 9-й или 11-й класс, родителям нужно, чтобы педагог сумел в кратчайшие сроки подготовить его к тестам по интересующим его предметам. В связи с этим, например, надо внимательно отнестись к курсам при вузах, так как многие дают материалы в лекционном формате и с абитуриентов ничего не спрашивают, а это не подготовка к ОГЭ/ЕГЭ.
«Если вы выбрали педагога по наводке знакомых, то, конечно, стоит поинтересоваться у них или у него самого: работает ли он в данный момент в школе, какой у него опыт работы, занимается ли педагог подготовкой к тестам, в каком формате проводит занятия (кстати, сейчас многие педагоги ведут занятия на интернет-площадках), проведет ли тестирование ребенка на первом уроке. Поскольку занятия оплачиваются по факту, то у вас есть прекрасная возможность “протестировать” самого преподавателя и понять, подходит он ребенку или нет», — поясняет психолог Романив.
Обязательно обсудите со своим школьником, как прошло занятие: что ему было понятно/непонятно, какие вообще впечатления, советует Ольга Романив. Отзывы: «Это, конечно, не Марь Васильна из школы. Теперь мне все ясно» или «Оказывается, это было так просто, а я не понимал» — лучшие комплименты репетитору. «Ориентироваться лучше всего на ребенка и то, как он сам оценивает себя. Конечно, в идеале педагог должен не просто проводить занятия, но и контролировать ученика, спрашивать с него, проводить проверочные работы. Поэтому для меня строгость, четкость и последовательность преподавателя — в приоритете. Если хочется спросить документы — спросите, но лучше назначьте урок и поприсутствуйте на нем», — рекомендует психолог.
Если вы выбираете педагога на сайте в интернете, обязательно смотрите рейтинг, отзывы и то, в какие вузы поступают его ученики — это важно. После чего созвонитесь с ним и обсудите детали. «По своему опыту могу сказать, что когда вы разговариваете с профессионалом, у вас не остается сомнений, что этот человек в своем предмете разбирается. Мне очень понравилось, когда во время телефонного разговора педагог довольно строго спросил у меня: “А что думает ребенок по поводу подготовки к ЕГЭ? Он собирается вкладываться, заниматься, учить, потому что учить придется много?” Я пыталась ответить, что думаю, что он постарается, и что-то в этом роде. Педагог мне сказала, что если думать буду я, то ничего хорошего не получится, ответственность за подготовку целиком и полностью лежит на ребенке. И мне это понравилось», — говорит психолог.
Отлично, если после первого занятия репетитор обсуждает с родителями ситуацию — и то, как он видит ребенка, и перспективы, и планы. Также стоит отметить, что ответственный педагог будет давать дополнительные материалы, например, присылать их по почте, давать домашние задания и проверять их. Некоторые педагоги могут предлагать и проверочные работы, которые позволят понять, как ученик работает.
Ну и, конечно же, стоит смотреть на свои внутренние ощущения — человек не должен вызывать ни у вас, ни, что важнее, у ребенка отторжения.