В Москве на Болотной площади в 2001 году установили неоднозначный памятник. В центре композиции — мальчик и девочка с завязанными глазами, а вокруг них — символические пороки в образе уродливых фигур — насилие, сексуальная распущенность, злоупотребления различными веществами, жадность, безразличие и другие. Таким образом скульптор Михаил Шемякин показал, что порочное поведение каждого из нас развращает детские души.
«Они же ничего не понимают»
Мы часто думаем, что воспитание состоит в том, что говорят детям взрослые и какие правила устанавливают. В некоторой степени это действительно так: до пяти лет ребенку важнее то, что родители говорят, а не что делают. Но после пяти лет все меняется, и на первый план выходят действия. Если вы говорите, что нужно есть овощи и фрукты, а сами едите сладости и сосиски, то и ребенок, глядя на вас, выберет вредную еду.
Ребенок все видит, все понимает и все усваивает. Именно наше поведение в большей степени влияет на формирование мировоззрения и на характер ребенка, а не наши слова. Изменения в поведении взрослого приводят и к изменениям в поведении ребенка, поэтому воспитание стоит начать с себя.
Чем больше наши слова расходятся с делами, тем больше травмируется психика ребенка. Например, если мы говорим детям о пользе брокколи и сами с удовольствием едим эту капусту, лишь иногда позволяя себе пирожок или конфету, то нормальным для ребенка станет аналогичный паттерн: много полезной еды и чуть-чуть вредной. А если мы тайком объедаемся сладостями или отказываем себе во всем, чтобы съесть кусок торта, в будущем это может привести к расстройствам пищевого поведения и у ребенка.
Конечно, невозможно предсказать, как именно отразятся наши пороки на будущем детей, но общие закономерности есть. Посмотрим на них внимательнее.
Безразличие и гиперопека
Удивительно, но эти пороки идут рука об руку и приводят к схожим последствиям. И в первом, и во втором случае родители не выполняют свои обязанности и демонстрируют ребенку, что мир — небезопасное место. Только в случае равнодушия и пренебрежения ребенку не на кого опереться, а чрезмерная опека закрывает от него мир и настоятельно доказывает, что он ничего не может сделать самостоятельно.
Что в итоге? Если дети не учатся нормальному взаимодействию с миром, то не будут доверять другим, застрянут в позиции ребенка, не смогут принимать адекватные решения и не будут понимать, чего хотят от мира и жизни.
Невежество и псевдознания
«Зачем учиться, если сейчас все можно нагуглить за 5 минут?» – многие взрослые, а следом за ними и дети уверены, что академическое образование уходит в прошлое, а актуальными становятся навыки работы с информацией и критическое мышление. Но никто не задается вопросом — как без базовых знаний проверять статьи из интернета на достоверность и соответствие научной картине мира?
Следствием отказа от традиционного образования можно назвать приверженность псевдонаучным теориям. Мол, академики и ученые скрывают, а на самом деле пирамиды построили высокоразвитые цивилизации.
К чему это приведет? К отсутствию того самого личного мнения и приверженности к альтернативным знаниям. И если вера в построивших пирамиды пришельцев в целом безвредна, то доверие всевозможным проходимцам может иметь самые серьезные последствия и для здоровья, и для кошелька. Кроме того, человек без сильных базовых знаний легче поддается всевозможным манипуляциям и обману. Не имея навыков критического мышления, он становится легкой жертвой абьюзеров, мошенников и аферистов.