Будущее планеты – в руках наших детей
Не за горами то время, когда племя младое придет нам на смену, и от его действий полностью будет зависеть экология на этой планете. Через какие-то 20 лет сегодняшние дети могут как улучшить, так и капитально испортить все, что было сохранено нами. Все зависит только от их понимания ситуации и вдумчивого, непотребительского отношения к природе. Возникает вопрос: как же объяснить детям, что природу нужно беречь?
Хорошо известно, что дети во многом копируют окружающих взрослых. Ребенок не думает — почему он это делает, он просто оказывается в существующей реальности, где «так принято», и пока не вырос и не научился критически относиться к происходящему, повторяет за родителями то, что в его семье входит в понятие нормы. Поэтому для того чтобы дети начали беречь природу, достаточно создать у них впечатление, что именно такое поведение является нормальным, обыденным и единственно верным.
Экономия и сдача отходов
Согласитесь, ребенку будет легче усвоить правило «экономьте воду», когда он знает, что это не пустые слова, и все взрослые в его доме действительно экономят воду. Вы сами не заметите, как он будет делать то же самое. Для закрепления этой привычки можно иногда говорить с ребенком о том, как же это здорово и важно, что вы вместе бережете ресурсы. Чем старше становятся дети, тем больше деталей и интересных подробностей им можно рассказывать — например, трехлетним малышам можно говорить просто «Как здорово, что ты так нам помогаешь! Молодец!», а восьмилетним — рассказывать о круговороте воды в природе, полях аэрации, таянии ледников и глобальном потеплении. Поверьте, Вас будут слушать с интересом! Причина не только в любознательности: дети любят помогать другим, им нравится менять мир к лучшему. Именно этим свойством детей можно воспользоваться для еще одного хорошего метода экологического воспитания: сдачи отходов. Пластик разных мастей, жестяные банки, бумага и стекло — все это вторсырье, которое очень важно сдавать в переработку.
Обычно рекомендуют начинать приобщение ребенка к самому простому — сбору макулатуры. Затем можно перейти к пластику, и здесь Вам поможет фантазия: устройте игру из поиска баночек с одинаковой маркировкой! Кто найдет на дне определенную цифру — получает приз. Детям постарше можно доверить сбор стекла и жестяных банок. Уже сейчас есть семьи, где дети даже не мыслят, что можно выкидывать в общую «мусорку» предметы, которые могут пойти в переработку. Это менталитет, свойственный цивилизованным людям.
Дети и экологическая акция
Если Вы узнали, что в городе проводится экологическая акция — сходите на нее с детьми. Подойдет любое мероприятие, главный принцип — им не должно быть скучно, поэтому лучше не задерживаться на акции, когда дети устали или не проявляют интереса к происходящему. Иначе в следующий раз Вам вряд ли удастся уговорить их посетить с Вами подобный ивент. Уважение к животным — тоже неотъемлемая часть экологического воспитания. Детям нужно объяснить, что человек сильнее многих животных, а потому не должен их обижать. Мало кто из родителей говорит детям, что те неправы, когда выбегают с криком и гамом на кота, мирно сидящего на газоне. Если ребенок так поступает, можно спросить, понравилось бы ему это, окажись он на месте котика.
Не водите детей в зоопарк и цирк. Вместо этого — расскажите о том, что есть места, созданные человеком для увеселения, где животные живут в неволе, и им там плохо. Найдите в Интернете видео альтернативных зоопарков, в которых животные содержатся в естественной среде, и покажите их. Можно пояснять рассказ о разных видах зоопарков сравнениями и предложением поставить себя на место зверей: «Представь, что все люди жили бы в клетках, было бы им это приятно?» Вместо посещения подобных мест можно водить детей в специально созданные парки, представляющие собой охраняемые природные территории, где живут редкие виды животных и птиц. На таких территориях есть экологические тропы, по которым проводятся интересные экскурсии.
Книги и фильмы о природе
Любовь к природе и основы экологической культуры можно сформировать с помощью книг, фильмов и мультфильмов. Читайте с ребенком энциклопедии и атласы, изучайте природные явления. Показывайте гармоничное сосуществование с природой и заботу о животных на примере таких шедевров, как «Человек, который сажал деревья»,«101 Далматинец», «Живая радуга», «След панды», «Принцесса Мононоке», «Миёри и волшебный лес», «Валли», серия «КОАПП». В современном мире важно избежать формирования у детей потребительского, «хозяйского» отношения к планете. Поколение, понимающее, что о природе нужно заботиться, будет проявлять такой же гуманизм и к людям. Будущее планеты зависит от того, сколько на Земле будет таких гуманистов. Вы можете на это повлиять.