До недавнего времени считалось, что подростки самостоятельно приходят к самоопределению своей личности в процессе психического и социального развития. Однако недавние исследования показали, что важную роль в этом процессе играют родители. Они заинтересованы в этом процессе и вовлечены в него.
Израильские ученые из университета имени Бар-Илана и Еврейского университета в Иерусалиме провели исследование, в котором приняли участие подростки, их родители и учителя. В ходе исследования ученые опрашивали родителей и документировали то, что они наблюдали в исследуемых семьях.
Родители, принявшие участие в исследовании, продемонстрировали готовность принимать активное участие в формировании личности ребенка. В ходе проведенных интервью они высказывали мнения о том, как лучше всего строить взаимоотношения со своими детьми, какое окружение необходимо для их оптимального развития. Родители высказывали предположения о том, кем станут их дети в будущем и как они хотели бы, чтобы их дети воспринимали сами себя.
В ходе исследования было установлено, что родители, принявшие в нем участие, вкладывали много времени и усилий в то, чтобы привести своих детей к размышлениям об их самовосприятии, и даже поощряли их размышления о том, как черты их личности повлияют на их будущее и будущее их детей.
Спланировать такую саморефлексию у подростков может быть для родителей чрезвычайно сложно, ведь им приходится при этом принимать во внимание множество социальных и культурных факторов, индивидуальную динамику личностного развития ребенка, моральные принципы и ценности, которые исповедуются в их семье. Тем не менее, родители в процессе социализации ребенка выступают не просто как люди, имеющие больший опыт. Они не просто передают своим детям традиционные ценности и знакомят их с социальными ролями, с которыми дети столкнутся в будущем. Родители обеспечивают детям широкое видение их (детей) личности. Они уважают собственное видение ребенка, но при этом знакомят их с социальными и культурными контекстами их жизни, с которыми они обязательно столкнутся в будущем.
Ученые утверждают, что результаты данной работы, которая касается психологических аспектов формирования личности, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях в различных сферах. Кроме того, новые подобные исследования в семьях, принадлежащих к различным культурам и национальностям, помогут увидеть более полную картину и определить влияние культуры на взаимоотношения между подростками и их родителями.
Результаты исследования могут помочь родителям и учителям сформировать более осознанный, позитивный, заботливый и активный подход в формировании личности ребенка. Это чрезвычайно важно, поскольку раньше многие родители действовали по принципу «не навреди». Новый поход на фоне предыдущих представлений о роли родителей в процессе воспитания может быть более эффективным.