Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, она заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Если ребенок уже «дозрел» до учебы, она будет даваться ему легко, учиться ему будет по-настоящему интересно.
Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе. На самом деле при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите еще год подождать!», — говорят они психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одной из компонент готовности к школе, но не единственной и далеко не самой важной.
Обычно готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от 6 до 8 лет. При этом если дети 6,5 лет еще довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки — в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.
Саморегуляция – основа готовности к школе
Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики — он научается осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему очень хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно нет, либо с большим трудом. И он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности — целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке!
Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.
Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в этом возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или вообще о необходимости учиться, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
Социальная готовность к школе
Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми. Низкая социальная готовность часто оказывается у малышей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой.
Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние вообще присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге — страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие трудности. Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т.д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.
Интеллектуальная готовность к школе
Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций — памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик.
Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через игру. Игры должны быть интересны ребенку. Нужно помнить, что именно игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а значит, именно с помощью игры происходит развитие.