В двухлетнем возрасте ребенок склонен требовать. Это нормальное поведение для данного возраста, оно проходит с дальнейшим развитием малыша. Но если и в школьном возрасте вы постоянно слышите от ребенка: «Купи мне…», «Дай мне…», «Мне нужно…», вам стоит обратить внимание на причины его поведения.
Причины требовательного поведения ребенка
Некоторые дети не умеют соотносить свои потребности с потребностями окружающих, они требуют и манипулируют, проявляя чрезвычайно корыстное поведение (чаще всего это проявляется в подростковом возрасте). На это есть много причин. Например, сложные эмоциональные ситуации, такие как развод родителей. Психологические травмы (особенно сексуального характера), полученные в раннем возрасте, могут привести к формированию нарциссического поведения. Оно служит для ребенка защитой от неприятных эмоций.
Часто родители непроизвольно провоцируют требовательность, потакая всем капризам малыша. Так они стремятся показать свою любовь (особенно, если они проводят с ребенком недостаточно времени). Они также чрезмерно балуют малыша, потому что в детстве были лишены определенных благ. Наконец, родители могут заглаживать свою вину перед ребенком за свой развод. К сожалению, их усилий никогда не бывает достаточно: сколько бы они не давали, ребенок требует больше.
Родители могут неосознанно показывать ребенку пример нарциссического поведения. Если один или оба родителя склонны к эгоизму и главенству в семье, малыш делает вывод, что так можно добиться желаемого. Родители, которые имеют завышенные ожидания, тоже провоцируют требовательность.
Пренебрежительное отношение к малышу часто формирует у него нарциссические модели поведения, особенно в раннем возрасте. Если мама не может или отказывается удовлетворить потребности ребенка, со временем это может привести к задержкам развития его психики.
В большинстве случаев истинная причина требовательного поведения ребенка заключается в постоянном ощущении того, что все окружающие ему что-то должны. Ребенок чувствует, что жизнь несправедлива, и окружающие должны ему всё, чего ему не хватает: воспитание, любовь, знания и т. д.
Если ребенку недостает чего-то из этих базовых элементов, он чувствует себя обделенным, что впоследствии вызывает чувства злости и фрустрации. Он не знает других способов удовлетворить свои потребности, поэтому постоянно требует, чтобы его желания немедленно выполняли. И это приводит к еще большему чувству неудовлетворенности, поскольку истинная причина такого поведения не устранена.
Иногда у детей развивается подобное поведение само по себе, без влияния родителей. Причины этого до конца не выяснены, но ученые предполагают, что это связано с расстройствами нервной системы. Кроме того, на детей сильно влияет материалистически настроенное общество. Например, ребенок, подверженный буллингу в школе, стремится к обладанию вещами, которые помогут ему повысить свой статус в коллективе.
Независимо от причин, требовательное поведение ребенка проходит своеобразный цикл, когда другие его потребности не удовлетворяются из-за того, что с ним трудно найти общий язык. Сверстники избегают ребенка, и у него возникают проблемы с кругом общения; учителя теряют терпение, и его успеваемость в школе падает. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на самооценку ребенка, и он компенсирует это всё большей и большей потребностью в вещах, пытаясь с их помощью вернуть свой статус и ценность как личности.
Цикл требовательного поведения
Обычно люди даже во взрослом возрасте не могут самостоятельно прекратить цикл требовательного поведения, не прибегая к помощи специалиста, поскольку ошибочное мышление сильно их ограничивает. Среди ошибок мышления детей с требовательным поведением наиболее распространены следующие:
Искажение реальности. Требовательные дети буквально познают окружающий мир сквозь призму своей боли и стыда. Они не могут интерпретировать ситуации с позиции здравого смысла, поскольку их самолюбие уязвлено.
Перемены настроения. Дети подвержены частым переменам настроения, потому что они колеблются между стремлением вести себя хорошо и необходимостью выразить чувство злости или грусти из-за того, что их потребности не реализованы. Для ребенка неудовлетворение своих потребностей равносильно отказу.
Неконтролируемые импульсы. Из-за обостренного самолюбия ребенок очень чувствителен к внешним раздражителям, поскольку чувствует от них угрозу. Кроме того, он испытывает необходимость в удовольствии, поэтому хочет сразу же получать желаемое.
Неспособность к сопереживанию. Ребенок так подвержен чувствам боли, стыда и неудовлетворенности, что не может принимать чужую точку зрения.
Отказ. Требовательное поведение – это способ отвлечься от боли, которую ребенок испытывает глубоко внутри. Все попытки исправить его поведение приводят к тому, что он отказывается брать на себя какую-либо ответственность. Это происходит потому, что любая критика вызывает у него чувства боли и стыда. В таких случаях он обвиняет в своем поведении внешние обстоятельства вместо того, чтобы принять ответственность за свое поведение. Ребенок утверждает, что в его поведении виноваты вы, а не он. При этом он часто впадает в истерику, чтобы отвлечься от неприятных чувств.
Потребность в том, чтобы ребенка считали особенным. Он фантазирует о неограниченном богатстве, власти, мести и испытывает огромное стремление к тому, чтобы его считали особенным и позволяли ему больше, чем остальным.
Проблемы с идеализацией и обесцениванием. Требовательный ребенок часто идеализирует значимых для него людей, утверждая, что они замечательные, особенные, самые лучшие. Но как только эти люди призывают его к ответственности за свое поведение, он их обесценивает.
Как работать с требовательным ребенком
Учителя и психотерапевты при работе с требовательными детьми должны не только определить искажения в мышлении, но также найти индивидуальный подход, чтобы прекратить цикл требовательного поведения. К детям с нарциссическими чертами характера необходим иной подход, чем к детям с психическими расстройствами или социальными проблемами. В частности, дети с нарциссическими чертами больше заинтересованы во внимании и сочувствии учителя или психотерапевта, чем в изменении собственного поведения.
Учителя и психотерапевты должны сосредоточиться на том, чтобы развить у ребенка социальные навыки и сопереживание, потому что только через принятие точки зрения других людей ребенок сможет прекратить свое нездоровое поведение и обратить внимание на свою внутреннюю боль. Для этого следует с дружественной позиции показать ребенку, что его поведение неэффективно. Так он сможет переоценить свое поведение, не чувствуя при этом, что его обвиняют.
Устанавливая доверительные отношения со взрослым, проявляющим к нему заботу, ребенок начинает чувствовать себя в достаточной безопасности для того, чтобы исследовать истинные причины своего поведения. После этого он готов выработать новые модели поведения, которые прекращают негативный цикл и делают его жизнь свободнее и радостнее.