Это происходит каждую весну. Ученики выпускных классов школ обеспокоены тем, что они не смогут поступить в университет. От них часто можно услышать фразу: «Я такой заурядный, а мои одноклассники такие талантливые». Удивительно, но так говорят как
ученики со средним и достаточным, так и с высоким уровнеми учебных достижений.
Мысли о том, что они не смогут поступить в хороший вуз, вызывают у выпускников сильный стресс. Их отрицательные эмоции настолько сильны, что они могут даже сказать: «Лучше бы меня сбил автобус и я попал в больницу, чем испытывать такую тревогу».
В таких ситуациях стресс ощущают не только выпускники, но и родители. Они обеспокоены тем, куда сможет поступить их ребенок, а процесс поиска хорошего университета и подготовки ребенка к поступлению буквально выматывает их. Родители считают, что поступление ребенка в вуз – это решающий фактор его успеха в жизни и от этого зависит и успешность их как родителей.
Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут выпускникам школы сохранять эмоциональный баланс в период поступления в вуз.
Во-первых, чтобы поступить в университет, не обязательно быть идеальным учеником. Преподаватели вузов советуют выпускникам школ не беспокоиться о том, что у их одноклассников выше оценки или есть награды за участие в конкурсах. После поступления в вуз это не будет иметь никакого значения. У каждого ребенка есть больше поводов гордиться собой, чем он думает.
Во-вторых, то, что вы делаете, не так важно, как то, как вы к этому относитесь. Американские психологи провели исследование с целью выяснить, как обучение в престижных университетах влияет на успешность в жизни. Успешность они соизмеряли с уровнем доходов. Ученые обнаружили, что в 1995 году люди, которые поступили в университет в 1976 году, зарабатывали на 30 % больше, чем студенты, которые учились в менее престижных университетах. Однако исследователи решили выяснить, действительно ли эта разница была связана с престижностью университетов или с настойчивостью в стремлении поступить в вуз. Они проанализировали ситуации, когда дети поступали в престижный вуз, но по каким-либо причинам (чаще всего – финансовым) вынуждены были перейти в менее престижный вуз. Как выяснилось, спустя несколько лет такие люди оказывались успешнее своих сверстников, которые от начала до конца учились в элитных университетах. Иными словами, решающим фактором успеха было то, насколько упорно работали студенты для того, чтобы получить образование.
Однако верно и обратное утверждение: многие студенты элитных вузов, ощутив рабочие трудности и рутину после окончания университета, снижают планку успешности.
Кроме того, многие эксперты в области образования развенчали миф о том, что самые богатые и престижные университеты имеют какое-то преимущество в качестве образования. Такие стереотипы связаны со сформировавшимся именем, а не с престижностью университета. Американские эксперты утверждают, что сегодня университеты скорее готовы принимать абитуриентов с именем (например, тех, которые имеют успехи в спорте или других сферах деятельности), чем более способных выпускников. Поэтому наиболее известные и престижные университеты подходят не всем: меньшие и менее известные вузы могут дать больше возможностей для роста и развития.
Стремление абитуриентов и их родителей всеми силами получить хорошее образование отвлекает их от вещей, более важных для достижения успеха. Они лишают себя возможности учиться методом проб и ошибок, им не хватает достаточно свободы и времени, чтобы учиться у самих себя и развиваться.