Детям дошкольного возраста зачастую сложно понять необходимость уважать имущество других людей. С каждым годом, который они проводят в дошкольных учебных заведениях в окружении привлекательных предметов, принадлежащих детскому саду или другим детям, они все больше и больше узнают о балансе между тем, чего хотят они и потребностями и правами других. При этом важно учесть, что такие навыки остаются у них, несмотря ни на что, все еще на стадии развития.
Дошкольники еще не имеют того уровня развития мозга, чтобы всегда контролировать и управлять своими непосредственными желаниями и могут действовать импульсивно, засовывая желанную игрушку себе в карман или грубо обращаясь с хрупкими предметами. Их уровень развития также обуславливает определенный эгоцентризм, который проявляется в том, что им трудно увидеть мир с точки зрения других людей (зато легко со своей). Они также могут испытывать трудности в понимании самой идеи собственности, им и вправду нелегко примириться с разницей понятий личной вещи и вещи, которой можно делиться (о чем им так часто напоминают в детском саду).
Если ваш ребенок берет и/или повреждает вещи других детей, это совершенно не значит, что он плохой ребенок, или что в скором времени он начнет проявлять более серьезное девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от общепринятых норм), — нет. Это просто означает, что вы должны научить его уважать имущество других людей, и чем раньше вы научите его, тем легче будет исправить это очень распространенное, на самом деле, явление.
Вот некоторые принципы, которыми можно руководствоваться во время обучения.
Не раздувайте проблему из-за украденной или поврежденной вещи. Если вы это сделаете, ваш ребенок научится лишь очень эффективному способу привлекать ваше внимание. Поэтому, лучше спокойно поговорите с ним и объясните, что чувствуют другие, когда их вещи сломаны или взяты без разрешения. Обязательно подключите ваши слова к жизненному опыту своего ребенка, так как детям этого возраста нужно очень много практиковаться в том, как ставить себя на место другого человека. Скажите следующее: «Как бы ты себя чувствовал, если бы этот мальчик взял твою любимую вещь и отфутболил ее в другой конец комнаты? Как тебе бы хотелось, чтоб он поступил с твоей игрушкой? А теперь подумай, хочется ли этому мальчику, чтоб ты тоже так по-хорошему поступил с его вещью? Я знаю, что в следующий раз у тебя получится сделать именно так». Когда вы поговорите со своим ребенком, используя данный подход, вы поможете ему развивать эмпатию (осознанное сопереживание), которая служит прочной основой для формирования социальных навыков.
Научите ребенка тому, как важна для вас честность. Пусть ваш малыш сразу же вернет вещь, которую он взял, или расскажет владельцу о ее повреждении. Не делайте этого вместо ребенка. Потренируйтесь заранее в том, что он скажет. Не вскакивайте, чтобы объяснить, что случилось — пусть ваш ребенок попробует все сделать самостоятельно, даже если он стесняется или начинает плакать, просто дайте ему шанс разрешить эту ситуацию самому.
Попросите хозяина вещи рассказать о том, что он чувствовал в связи со случившимся. Затем попросите ребенка повторить то, что было сказано. Подчеркните, что вы знаете, что да, в этот раз он не сделал хороший выбор, но теперь, когда он все знает о том, что чувствуют другие при неуважительном отношении к их вещам, вы уверены, что в следующий раз он примет наилучшее решение.
Дома продумайте последствия поступка ребенка. Не позволяйте малышу брать вещи без спроса, даже если это вам никак не мешает и в принципе не является какой-то проблемой. Разработайте последствия, которые неизбежно наступят, если ребенок возьмет что-то без разрешения, и неукоснительно придерживайтесь их. Придумайте (превентивно) то же самое и для хрупких предметов и включите в разработку такое поведение, которое может причинить им вред, даже если ребенок пока не сделал ничего подобного. Последствия не должны быть направлены на наказание ребенка, но должны научить его важным вещам, поэтому выбранные вами последствия должны включать починку сломанного или восстановление отношений с тем ребенком, у которого было что-то взято.
Также научите дома ребенка тому, как попросить о чем-то в вежливой форме. Предложите ему простые фразы и вопросы, например: «Пожалуйста, можно я посмотрю твою книгу?» или «Пожалуйста, можно я поиграю с мячом?». И обязательно попрактикуйтесь с ним в том, чтобы, когда тот ребенок согласится, сказать ему «спасибо». Самое важное при этом научить его реагировать и говорить «все хорошо, я понимаю», если другой малыш откажет ему, сказав «нет». Ваш ребенок должен понять, что если вещь принадлежит не ему, то поделиться или нет — это право выбора того человека, а сам он не вправе использовать что-то лишь потому, что он этого хочет, даже если он вежливо попросил.
Пусть ваши дети видят, что вы сами всегда уважаете собственность других. Вежливо ли вы попросили разрешения взять что-то, что вам понадобилось, или вы просто молча забрали? Если вы нечаянно поломали что-то чужое, как вы поступаете? Вы честно признаетесь в своей ошибке и предлагаете ремонт вещи или, может, предлагаете оплатить владельцу ущерб? Вы — главный образец для подражания вашего ребенка, так что помните, что он всегда наблюдает, слушает и учится именно у вас.
Иногда дети проявляют разрушительное поведение, чтобы привлечь ваше внимание, поэтому убедитесь, что вы уделяете своему ребенку массу положительного внимания, особенно, если он с уважением относится к другим людям и к их вещам.
Все мы, включая взрослых, находим вещи других людей намного более привлекательными, чем все то, что имеем сами. Такие вещи восхищают и вдохновляют нас, захватывают наше внимание, а все лишь потому, что они являются новыми и незнакомыми для нас.
Дети дошкольного возраста постоянно экспериментирует с правилами и границами их мира, в котором так много новых и интересных вещей, и один из многих уроков, которые они должны извлечь, заключается именно в уважении имущества других людей. Если вы можете спокойно обсудить ситуацию и правильно использовать неизбежные последствия, вскоре, когда дело дойдет до отношения к собственности других людей, ваш ребенок грамотно отрегулирует свое поведение.