Деньги — неотъемлемая часть нашей жизни, и по точному определению немецкого писателя Эриха Марии Ремарка — «это свобода». Далеко не все умеют правильно распоряжаться собственным бюджетом, что нередко выливается в зависимость от долгов и кредитов.
Зачем нужно учить экономить
Экономии не учат в школе, а родители стараются оградить своих чад от необходимости считать копейки, давая им все самое лучшее и ни в чем не ограничивая. Большинство из нас важность экономии постигают путем проб и ошибок.
Существует версия о том, что привычка экономить воспитывает нищего человека. Или что экономные люди — жлобы и скряги. Однако это совершенно не верно. Экономия — это разумный подход к трате денег: при выборе товаров и услуг учитываются качество и полезность товара, и цена в этом случае — не главный критерий.
С чего начать
Безусловно, умение экономить идет из семьи. И основную роль здесь играет личный пример родителей. Старайтесь говорить детям, что и с какой целью вы делаете, например, ставите минимальную подачу тепла в квартиру в то время, когда никого нет дома, или заводите стиральную машину вечером, потому что электроэнергия в это время дешевле. Или заранее покупаете воду для прогулки, потому что в некоторых местах она в разы дороже.
Обсуждайте с детьми покупку той или иной вещи на распродажах. Это часто мнимая экономия. Подумайте вместе со своим школьником: нужна ли вам вообще эта вещь, ведь раньше купить ее у вас и в мыслях не было. В то же время покупать нужные вещи со скидкой — неплохая стратегия.
Создайте список желаний. Очень важно, чтобы пункты в этом списке располагались по приоритетности: от сильного желания к слабому. Дошкольники могут нарисовать свои мечты. Вместе со взрослым ребенок определяет цену каждого пункта и начинает вести счет накоплениям. Экономия поможет приблизиться к своим желаниям, а беспорядочная трата денег сделает их невыполнимыми.
Экономьте сами. Сделайте свой список желаний и расставьте пункты по степени важности. Расскажите детям, сколько денег вы откладываете, поведайте о разнице в ценах на похожие товары, объясняйте важность одних покупок и бесполезность других.
Экономия идет рука об руку с бережливостью, поэтому надо учить детей беречь вещи, предметы, правильно эксплуатировать технику.
Читайте также
Как развить финансовую грамотность подростка?
Как разговаривать с детьми о деньгах
Расскажите о семейном бюджете. Дети должны понимать, что деньги не появляются из воздуха, их нужно зарабатывать и правильно тратить.
Для наглядности используйте правила конвертов, куда складываются средства на разные расходы:
— синий конверт – деньги на коммунальные услуги, плата за детский сад;
— красный – на еду и нужные вещи;
— желтый — на игрушки и развлечения и т.д.
Когда ребенок попросит очередную игрушку, попробуйте объяснить, что денег в желтом конверте осталось только на кино, а из красного и синего мы взять не можем.
Если вы обговорите летний отдых или большую покупку (мечту), то необходимо будет завести еще один конверт, например, зеленый. Обратите внимание ребенка, каким образом можно ускорить приближение заветной поездки: придется ограничить себя в чем-то, чтобы не ждать следующего года.
Таким образом, можно объяснить ребенку суть бюджета. Подаренные бабушкой денежки можно потратить сразу, а можно отложить на отдых или на мечту. Принимать решение нужно ребенку.
Умение экономить – важная черта, которая очень близка к самодисциплине
Выбор игрушек так же связан с экономией. Можно купить несколько дешевых и не очень-то нужных, и благополучно забыть о них через некоторое время, а можно подождать и купить ту игрушку, которая действительно понравилась, и с которой захочется играть не один день. То есть она принесет больше пользы.
В 1960 году в Стенфордском университете прошел интересный эксперимент. Детям дошкольного возраста дали по одному зефиру и попросили не есть его до прихода взрослых. Кто сразу съест лакомство – второго зефира не получит, а кто потерпит —тому бонус — еще один зефир. 90% детей не устояли перед соблазном. Ученые выдвинули гипотезу, что причина в самодисциплине. Дети, умеющие ждать, контролируют свои желания и могут добиться больших успехов.
Через много лет ученые снова встретились с участниками эксперимента. Те, кто сберег свой зефир, добились больших успехов. Они умели отказаться от сиюминутной выгоды ради больших целей. Остальные 90% были низкооплачиваемыми сотрудниками, потому что хватались за малое. Гипотеза подтвердилась.
Эксперимент показал, что ограничивая себя в сиюминутных желаниях, можно добиться большего. Воспитывайте самодисциплину с детства.
Расставлять приоритеты
Детям надо научиться правильно расставлять приоритеты, потому что экономить и копить деньги только ради их количества — малоэффективное занятие. В качестве ориентиров надо выбирать что-то осязаемое. К примеру, дочь мечтает о языковом лагере, и тогда надо рассчитать, сколько ей надо сэкономить на кино и развлечениях, чтобы добавить к той сумме, что готовы выделить ей родители.
И главное — нельзя обделять себя в том, что делает жизнь наполненной, осмысленной и радостной.
Обучение детей экономии кажется очень сложной задачей. Но это только в первое время. Планируйте с детьми бюджет, ставьте большие цели, и очень скоро дочки-сыночки будут фонтанировать интересными предложениями. Правильное отношение к деньгам обязательно пригодится детям в жизни!