Спустя всего десять минут занятий гаммами ребенок не выдерживает и гневно хлопает крышкой фортепьяно… комкает тетрадный лист, отчаявшись решить пример по математике… Такие ситуации болью отдаются в сердцах родителей.
Если эти эпизоды тяжело переносить родителям, только подумайте, что при этом чувствуют дети. Они пытаются справиться с чем-то новым и трудным и в какой-то момент уверяют себя в том, что потерпели неудачу, – они просто сдаются. Правду говоря, такие ситуации – это идеальные моменты для обучения, когда мы можем помочь нашим детям понять, что какими бы новыми и сложными ни были задачи, с любой из них можно справиться с помощью терпения, практики и прикладываемых усилий.
Настойчивость и упорство тесно связаны с достижением успеха не только в школе, но и в жизни. Специалисты считают, что способность настойчиво добиваться поставленной цели столь же важна для достижения успеха, как талант или высокий уровень интеллекта. Хорошо то, что настойчивость является чертой, которой можно обучить. Важно лишь знать, как помочь своим детям – и не терять веру в них, даже когда они сами в себе разочаровываются.
Рассказывайте о настойчивости
Детям младшего школьного возраста полезно регулярно слышать о настойчивости, целеустремленности и упорстве. Поэтому учите их различным способам говорить о решении проблем в конструктивном ключе: «Я добьюсь своего», «Я смогу сделать это» и «В первый раз всегда трудно, но дальше будет легче». Специалисты также советуют придумывать особый домашний девиз на тему «Никогда не сдавайся», объясняя это тем, что семьи, в которых поддерживается общий настрой типа «Мы можем сделать это», обычно преодолевают препятствия и воспринимают ошибки с достоинством и изобретательностью. Вот некоторые подходящие девизы: «Ошибки нас не сломают» или «Наша семья не сдается!». Наконец, важно, чтобы родители рассказывали детям истории из собственной жизни или из книг о достижении успеха, несмотря на препятствия.
Не поддавайтесь искушению спасать ребенка от любых трудностей
Когда мы видим, что нашим детям приходится туго, и они не достигают успеха, у нас появляется искушение немедленно вмешаться в ситуацию и помочь им. Но помните: все мы учимся методом проб и ошибок. Давая детям шанс потерпеть неудачу, мы также даем им возможность испытать радость самостоятельного достижения успеха. В следующий раз, когда у вашего ребенка появится проблема, и он попросит вас решить ее, не делайте этого. Лучше сядьте рядом с малышом и попросите его придумать решение. Это даст ему время, чтобы остыть, успокоиться, и научит ценным навыкам решения проблем. И хотя в играх с детьми у нас постоянно возникает желание поддаться им, позволить выиграть и сделать их счастливыми, нужно воздерживаться от такого искушения. Честная игра учит малышей тому, что в играх, как и в жизни, иногда приходится проигрывать.
Поощряйте увлечения детей
Дети, которые страстно увлечены чем-то, учатся получать удовольствие от занятия любимым делом и совершенствования своих навыков. Поддерживайте увлечения своих детей. Помогите им находить литературу о предметах, которые они любят. Они не только научатся понимать ценность вкладываемых усилий для овладения мастерством, но также смогут готовиться к будущей взрослой профессии.
Следите за настроениями типа: «Я не могу этого сделать»
Часто дети расстраиваются и бросают задания просто потому, что они устают, становятся голодными или хотят немного расслабиться. Поэтому, перед тем как он начнет выполнять обязанности по дому или сядет готовиться к контрольной работе, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок был сытым, хорошо выспавшимся и отдохнувшим. Объясняйте детям, что они должны укреплять свой ум и тело перед тем, как браться за выполнение текущих задач, и собираться с духом перед тем, как смело принимать трудности.
Помните: маленькие дети часто сердятся, когда не могут сделать что-то правильно. Избегайте упрекать малышей («Я же говорил(а) тебе, что это будет трудно») или реагировать с собственным, иногда обоснованным гневом («Не кричи на меня только потому, что ты не можешь справиться с правописанием!»). Если вы теряете самообладание, уходите на некоторое время. Кроме того, предлагайте детям делать перерыв – побегать по дому и «выпустить» злость – и возвращаться к работе только тогда, когда они снова обретут спокойствие.
Подталкивайте детей, только несильно
Это один из самых сложных, но наиболее действенных способов научить детей быть настойчивыми. Дети старшего возраста, которые уже добились определенных результатов, предпочитают оставаться в своей зоне комфорта и не выходить за ее пределы. Подтолкните их, пусть они начнут прикладывать немного больше усилий. Для этого прекрасно подойдет таймер. Если на этой неделе ребенок занимался музыкой по десять минут в день, на следующей неделе установите таймер на пятнадцать минут. Не забывайте о словах поддержки: «Десять минут занятий – это отличный результат! Давай попробуем немного усложнить задачу».
Не задавайте слишком высокую планку ожиданий
В стремлении побудить детей прикладывать больше усилий, старайтесь, чтобы планка ваших ожиданий не превышала уровень их способностей. Если вы видите, что дети часто терпят неудачи и огорчаются, спросите себя, не слишком ли многого вы от них хотите. Может, занятия футболом еще слишком сложны для них? Возможно, вы настолько хорошо играете в «Эрудит», что у детей просто нет шанса выиграть? Если ответом будет «да», вам следует опустить планку, чтобы дети решали только те задачи, которые им по силам.
Напоминайте детям об их успехах
«Я никогда не смогу сделать этого!». Скорее всего, вы неоднократно слышали от детей такие печальные жалобы на жизнь. В такие моменты делайте малышей героями. Напоминайте им о тех случаях, когда они добивались успехов, преодолевая все трудности на пути: «Помнишь, как ты боялся плавать, но не бросил тренировки и в конечном итоге полюбил плавание?». Такого рода воодушевляющая речь – это зачастую все, что необходимо детям, чтобы не прекращать свои попытки. И когда малыши оказываются в подобной ситуации, напоминайте им об этом: «Ты не бросил делать домашнее задание, хотя оно было трудным. Ты должен по-настоящему уважать себя за это!».