Чего следует ожидать в этом возрасте?
«Я тебе его не дам!», – кричит ваш ребенок, отбирая у приятеля свой игрушечный грузовик. Но, как только вам удалось уладить эту ситуацию, тут же возникает новая. «Нет!», – кричит ребенок в ответ на желание гостей поближе рассмотреть его коллекцию камней. Но разве малыш не знает о том, что нужно делиться?
На самом деле, он знает, просто не слишком уверен в том, что это действительно нужно делать. Ваш трех- или четырехлетний ребенок может часами играть с другими детьми, соблюдать очередь в играх, да и в целом уже менее эгоистичен, чем год или два назад. Но он по-прежнему импульсивен и у него все еще отсутствует четкое представление о времени, поэтому терпеливо ждать, пока его приятель наиграется с желанной игрушкой, ребенку очень сложно. С другой стороны, многие дошкольники любят рисовать картины для воспитателей и нянечек, делать подарки родителям и делиться с друзьями едой. Дети постепенно узнают, что, когда они отдают что-то, то начинают чувствовать себя замечательно, и что делиться с друзьями – это весело. Вы можете развивать способность ребенка делиться, поощряя такие проявления щедрости и осторожно препятствуя менее щедрым порывам.
Как помочь ребенку научиться делиться?
Сделайте так, чтобы ребенок получал удовольствие всякий раз, когда делится с кем-либо. Научите ребенка групповым играм, в которых игроки работают вместе для достижения общей цели. Вместе складывайте пазлы, например, по очереди добавляя кусочки. Так же делите домашние дела: поливайте растения, подметайте пол или распаковывайте покупки вместе с ребенком. Наконец, давайте ребенку некоторую еду или предметы, которыми он время от времени сможет делиться со своими друзьями, например, конфеты, печенье, закуски для детского сада или наклейки, чтобы делиться ими во время игры на детской площадке.
Не наказывайте ребенка за скупость. Если вы говорите ребенку, что он эгоист, наказываете его, когда он не делится, или заставляете отдавать ценные для него вещи, то развиваете в нем чувство обиды, а не щедрости. Чтобы научить ребенка делиться, используйте положительное подкрепление, а не нотации и увещевания. Также имейте в виду, что, когда ребенок придерживает и оставляет у себя определенные предметы – это вполне нормальная ситуация. По мере взросления малыш узнает, что делиться с друзьями, которые становятся все более важными для него людьми, доставляет намного больше удовольствия, чем жадничать.
Обговаривайте этот вопрос. Когда дети ссорятся из-за игрушек, помогите им разобраться, что происходит на самом деле. Если один приятель отказывается чем-либо делиться, объясните ребенку те чувства, которые он может при этом испытывать. Например: «Ваня очень любит эту игрушку, он не хочет, чтобы кто-то играл с ней именно сейчас». Помимо этого помогите своему дошкольнику научиться облекать свои чувства в слова. Когда он не проявляет щедрость, спросите у него, что случилось. Может быть, вы обнаружите, что в садике пропали несколько железнодорожных путей (и теперь он боится, что и его вещь тоже «исчезнет»), или что ребенок просто особенно ценит карточки с футболистами, потому что ему их подарил дед (он дорожит ими и не желает их повредить).
Учите ребенка навыкам решения проблем. Если ваш ребенок вцепился мертвой хваткой в игрушечный грузовик, с которым сейчас хочет поиграть его приятель, он, скорее всего, думает: «Либо я, либо он». Вариант совместной игры с грузовиком может попросту не прийти в его голову. Попросите детей играть с грузовиком по очереди (можете даже установить таймер, чтобы определять наступление очереди каждого из них), убедите их, что делиться во время игры не значит отдавать насовсем, и отметьте, что, если ребенок делится своими игрушками с друзьями, они будут более склонны делиться с ним своими.
Организовывайте площадку для игр. Перед тем как пригласить друзей в гости, спросите у вашего ребенка, какими игрушками он не хочет делиться, и помогите ему найти хорошее место, чтобы их спрятать. Затем попросите ребенка подумать, какими игрушками было бы весело поиграть вместе с приятелями, например, игрушечной рацией, предметами для рисования и поделок, строительными кубиками и спортивными снарядами. Это настроит его на щедрость, когда друзья придут в гости. Попросите друзей ребенка принести с собой одну или несколько собственных игрушек. Ваш ребенок будет более щедрым, если с ним также будут делиться.
Проявляйте уважение к вещам ребенка. Если ваш дошкольник чувствует, что с его одеждой, книгами, игрушками плохо обращаются, вряд ли он отдаст их даже на мгновение. Поэтому попросите разрешения, прежде чем взять его цветные карандаши, и предоставьте ему возможность сказать «нет». Приложите все усилия, чтобы братья, сестры, друзья и родственники также уважительно и бережно относились к вещам ребенка, спрашивали разрешения, если хотят рассмотреть их поближе.
Подавайте пример. Лучший способ для трех- или четырехлетнего ребенка научиться щедрости – увидеть ее примеры. Поэтому делитесь своими конфетами с ребенком. Предложите ему свой шарф, чтобы он мог выглядеть супергероем, и спросите, можно ли вам померять его новую шапку. Используйте слово «делиться», чтобы описать то, что вы делаете, и не забудьте рассказать ребенку о том, что неосязаемыми предметами (например, чувствами, мыслями и рассказами) тоже можно поделиться. Самое главное, пусть ребенок видит, что вы берете и отдаете, находите компромисс и делитесь с окружающими.