Способы управления эмоциями, описанные в данной статье, предназначены для домашнего использования. Больше всего они подходят для детей младшего школьного возраста, также их могу адаптировать педагоги, чтобы помочь детям управлять гневом во время пребывания в школе.
Некоторым детям трудно управлять своим гневом
Детям не хватает стратегий обдумывания ситуаций, которые их беспокоят. Порой им сложно понять, что заставляет их гневаться, и трудно обсуждать свои чувства. Разговаривая с детьми о чувстве гнева приветливо и участливо, вы помогаете им овладеть эффективными способами управления гневом и развиваете доверительные взаимоотношения с ними.
Говорить о гневных чувствах лучше всего тогда, когда ребенок спокоен и пребывает в расслабленном состоянии. Когда негативные эмоции накалены, детям сложно слушать и думать с невозмутимой рассудочностью. Родители и педагоги должны побуждать детей высказывать свою точку зрения и слушать их со вниманием и сочувствием.
Возможность говорить о чувстве гнева позволяет детям чувствовать, что их понимают и поддерживают, а также помогает думать более спокойно и находить лучшие решения.
Как нужно правильно обсуждать с детьми их гневные чувства
Далее представлены примеры того, что должны говорить ребенку родители, когда происходит следующий сценарий. Ребенок приходит из школы недовольный. Он грубо ведет себя с младшим братом и начинает сердиться, когда обнаруживает, что пропала его игрушка, после чего гневается в ответ на просьбу матери помочь ей по дому. В свою очередь, мама деликатно, но твердо настаивает, чтобы ребенок рассказал, что на самом деле заставило его рассердиться. Затем она спокойно обсуждает с ним способы и приемы, с помощью которых он может управлять своими чувствами и в итоге справиться с озвученной проблемой.
Признавайте гнев ребенка и побуждайте его объяснять вам, в чем истинная причина его чувств: «Ты точно не сердишься? Ты выглядел по-настоящему злым, когда пришел домой».
Относитесь с пониманием к чувствам ребенка, но не допускайте агрессивного поведения: «Итак, ты расстроился, потому что друг обвинил тебя в потере его футбольного мяча», «Ты, наверное, действительно сильно разозлился, если так отнесся к своему брату».
Спросите у ребенка о последствиях его сердитого поведения, которые сказались на других людях и на нем самом: «Что, по-твоему, чувствовал твой брат, когда ты кричал на него?», «Как ты себя чувствовал после этого?».
Научите ребенка управлять гневом и затем закрепите эти способы: «Что бы ты мог сделать, чтобы охладить свое чувство недовольства и обдумать ситуацию?».
Обсудите способы решения проблемы, которая привела к гневу ребенка: «Каким образом ты можешь уладить конфликт со своим другом?», «Что бы ты сказал ему, чтобы он понял, как ты себя чувствуешь?».
Поддержите попытки вашего ребенка решить проблему: «Как у тебя все прошло с другом?». «Хочешь, чтобы я помог (ла) тебе…?».
Отметьте и похвалите ребенка за приложенные усилия для управления гневом: «Мне очень нравится, что ты сохранил спокойствие, когда твой младший брат взял твои вещи».