Некоторые дети уже с первого дня пребывания в детском саду чувствуют себя там, как рыба в воде. С другими же порой возникают проблемы: ребенок плачет, кричит, не хочет идти в детский сад, у него могут возникнуть соматические симптомы, близкие к проявлениям школьной фобии. Все что угодно, лишь бы не пойти в садик. В отчаянии родители не знают, что делать: то ли отказаться от детского сада совсем, то ли силой отправлять в него испуганного и разуверившегося ребенка, надеясь на то, что вскоре ситуация каким-то образом разрешится сама собой. А все могло быть намного проще, если бы мы заранее целенаправленно подготовили своего малыша к посещению детского сада.
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?
Причин много, но в основе большинства из них лежит страх. Ребенок боится, что с какими-то задачами в детском саду он попросту не справится, ведь от всех детей там требуется одно и то же, но каждый малыш находится на своем индивидуальном уровне моторного (двигательного) и психического развития. Требования, которые ставит перед ним чужой человек, вызывают у него протест, страх и нежелание это делать. И чем меньше ребенок знает о детском саде, тем сильнее подобные проявления. Если малыш не понимает, почему его решили отвести в сад и с чем в этом новом и незнакомом месте ему придется встретиться, то, конечно, его страх абсолютно естественен.
В чем должна заключаться подготовка малыша к детскому саду?
Уже за несколько недель перед первым визитом в детский сад необходимо начать объяснять ребенку причины, по которым вы будете отводить его туда по утрам. При этом обсуждать их необходимо с точки зрения положительного восприятия («чтобы ты мог развиваться, учиться, иметь возможность играть с другими детьми и новыми игрушками»). Если вы скажете своему трехлетнему малышу, что причина в том, что «мама должна идти на работу», для него это будет непонятно. Во-первых, он еще не понимает значения денег и взаимосвязи между работой и игрушкой, о которой так мечтает; а, во-вторых, такая фраза может спровоцировать у него ощущение, будто его бросают.
Если есть такая возможность, стоит предварительно взять ребенка на дни открытых дверей в детском саду, утренники и т. д., чтобы он мог приспособиться к новому месту.
Родители должны непременно рассказывать ребенку о детском саде. Для этого можно использовать метод терапевтических сказок (сказкотерапию) и рассказать при этом историю о ребенке, который боялся идти в детский сад, или о ребенке, которому садик очень понравился. На новом месте малыши теряют ощущение безопасности, и принципы сказочного повествования способны эффективно помочь им адаптироваться.
Для ребенка в течение первых нескольких дней важен контакт с воспитателем. Трехлетнего малыша еще не слишком интересуют социальные контакты со сверстниками, большинство из которых тоже боятся. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы ребенок при первом посещении детского сада мог в присутствии родителей провести немного времени с воспитателем.
Узнайте, какое поведение принято в детском саду. В какой форме у детей проходят гигиенические процедуры, тихий час (чтобы ребенок не испугался, когда ему скажут переодеваться в пижаму). Чтобы избежать закатывания сцен и всевозможных драм, которые могут возникнуть через несколько дней после первого посещения детского сада, необходимо подготовить ребенка к различным ситуациям, с которыми он не сталкивался дома и к которым, соответственно, совершенно не привык. Сделать это лучше всего тоже с помощью сказок и рассказов.
В день первого визита в детский сад можно дать ребенку мягкую игрушку (для обнимания) или какую-то другую игрушку, которая поможет пережить трудные моменты расставания с родителями.
Никогда не пугайте ребенка тем, что оставите его в детском саду. Страх перед тем, что родители не вернутся, очень силен и в дальнейшем тяжело поддается коррекции.